Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Алексей Кравченко: Главное – ощущать азарт жизни

Мила Серова, Театральная афиша, 2.03.2015
Линия жизни Алексея Кравченко напоминает сплошные зигзаги. В детстве он занимался бальными танцами, в юности увлекся игрой на электрогитаре, в 15 лет сыграл главную роль в культовом фильме «Иди и смотри». После грандиозного успеха картины для Кравченко открылись двери всех театральных вузов. Но вместо актерской карьеры Алексей вдруг выбрал совершенно иной путь. Пройдет не один год, прежде чем он вырулит на верную стезю.
Наконец став актером, он продолжил оттачивать свое мастерство на лучших театральных площадках столицы: набирался опыта в Театре имени Вахтангова, пробовал свои силы в Театре им. А. С. Пушкина, потом в Московском Художественном театре… А в 2007-м принял окончательное решение, что сцена МХТ – именно та пристань, где может раскрыться его артистический дар. Обязательно посмотрите игру этого великолепного артиста – и вы восхититесь его магией перевоплощения. В настоящее время Алексей занят в спектаклях МХТ: «Господа Головлевы» (Павел Головлев), «Человек-подушка» (Михал), «Трехгрошовая опера» (Браун), «Зойкина квартира» (Борис Семенович Гусь-Ремонтный), «Идеальный муж. Комедия» (Роберт Тернов), «Сказка о том, что мы можем, а чего нет» (Махмудов), «Карамазовы» (Иван Карамазов).
Весной репертуар основной сцены пополнится спектаклем «Мефисто» по роману Клауса Манна (режиссер Адольф Шапиро). Алексей сыграет главного героя – немецкого актера Хендрика Хофгена, который маленькими компромиссами с нацизмом проложил себе дорогу к большой славе.


– Конформизм сегодня – чрезвычайно острая тема. Ваш Хендрик ради карьеры продает свою душу, но не дьяволу, а фашистам. Почему злые, часто невежественные люди с такой легкостью подчиняют таланты и управляют ими?

– Это все магия власти. А что происходило у нас в 1937 году, когда режим выбирал, кого сажать, а кого прославлять? В любой стране, в любое время люди искусства зависят от верхов. Как у нас власть общается с актерами, если, например, нужно что-то подписать? В приказном порядке, хотя и очень обаятельно. Так же происходит и с моим героем. Он идет на компромиссы с режимом и каждый раз оправдывает себя… Человек так устроен: обязательно найдет высшую идею, ради которой он пошел на тот или иной поступок. Хендрик рассказывает историю, как когда-то взял верхнюю ноту, а ему велели заткнуться. Подобное и у меня было, когда мне казалось, что я могу сделать лучше, а мне говорили «не надо». Все это травмы. Другое дело, ломают они тебя или нет. Мой персонаж оказывается слабым. Вроде бы достиг всего, о чем мечтал, но в конце раздавлен. Он сильный только в том, что шел к своей цели сам. Сам ставил себе ступени, чтобы карабкаться вверх.

– А вы себя относите к сильным людям?

– Мне в жизни никто никогда не помогал, я достигал всего сам. Я рос хулиганистым. В 8-м классе директор мягко попросила уйти из школы. Все смотрели на доску, а я – в окно и мечтал. (Улыбается.) По-моему, творческие личности все такие. У меня оставался год свободного времени. Меня воспитывала одна мама. Стыдно было у нее на шее сидеть, поэтому пошел в техническое училище на четыре месяца, чтобы потом устроиться фрезеровщиком на тот же завод, где она работала. У меня уже за спиной был фильм «Иди и смотри», но мне кто-то сказал, что в театральный вуз меня не примут, потому что надо сначала в армии отслужить. И я поверил в этот бред. И на три года попал в морфлот. Когда прибыл в часть, у всех первый вопрос был: «Это ты в “Иди и смотри” снялся? Почему тебя никто не отмазал?» Имела ли служба смысл? Да. Но я это осознал не сразу. Поначалу у меня была война с самим собой, я убивал себя мыслью: «Три года! Это же целая вечность!» Но внутренний голос твердил: «Для чего-то ведь тебе это нужно. Ты крепчаешь. Все хорошо». Я вернулся домой другим, повзрослевшим. 
Так было и после съемок фильма «Иди и смотри». Я пришел в класс и понял, что я старше всех. Элем Климов (режиссер картины «Иди и смотри». – Ред.) мне сразу после фильма советовал не спешить поступать в театральный вуз. У меня и самого не было яркого желания идти в актеры. Я играл на электрогитаре – спал и видел себя рок-музыкантом. К концу службы стали приходить мысли, что этим на жизнь не заработаешь. Куда идти? На завод? Нет, это не мое. А что мое? Театр. Но за три года я книжки не читал, мой мозг не развивался. Значит, надо быстренько окончить вечернюю школу и подготовить программу в теат­ральный институт. Уже в Москве я пришел к Климову домой, он расспрашивал меня о планах, и я признался, что собираюсь поступать в театральный. К моему удивлению, Элем Германович сказал: «Ну вот теперь ты созрел. Давай, дерзай». И я поступил в Театральное училище имени Щукина.

– Возвращаясь к теме ответственности художника, хочу спросить: имеет ли он право отстраняться от действительности?

– А как отстраняться? Закрыть глаза? Ослепнуть? Это невозможно. Как не замечать, что большинство людей у нас не живут, а выживают. Стоит только отъехать от любого большого города – и попадаешь в начало 1990-х. Полки пустые, бедность, и градус агрессии растет. Наша жизнь похожа на американские горки: то дефолт, то еще что-то, и каждый раз просыпаешься то в черный понедельник, то в черный четверг, причем дефолт обязательно ночью происходит, слышишь, как машины за окном начинают туда-сюда вжик-вжик.  И тут кто-то ошпаренный звонит: «Ты слышал? Деньги рухнули!» А у тебя определенная сумма в банке лежит, и от нее остаются копейки. У стольких моих друзей бизнес прогорел… Но, чтобы не сойти с ума, находишь что-то смешное в этой ситуации и живешь дальше. И так все делают. Мы какие-то прям монстры в плане выживания. Я, конечно, слежу за процессами в стране, но не углубляюсь в политические дела. Я здесь, на сцене, воюю.

– Агрессия поражает не только простых людей, но и власть, а также ее силовые структуры. Ваш Махмудов из «Сказки…» – чудовище в погонах. И вдруг этот мент влюбляется. Разве такие, как он, способны любить?

– Думаю, да. Вы представляете их монстрами во всем. А это неправильно. Они заложники системы. Мы ругаем гаишников, а им ведь надо делиться по коррупционной лестнице наверх. И такая вертикаль везде, и в кино тоже. Жалко людей. Я встречал ребят, которые, отработав много лет в убойных отделах, уходили из органов. В какой-то момент просто не могли пойти на компромисс с совестью. Служба и обязанности – это одно, а дела, которые никак не монтируются с самолюбием, достоинством и порядочностью человека, – совсем другое. Кто уходил, кто спивался. Не все такие, как Махмудов.

– Действие «Сказки…» одновременно идет в четырех комнатах, практически перед носом у зрителя. Ощущение подлинности происходящего невообразимое.

– Однажды даже случился скандал. Какой-то депутат пришел с охраной. Когда актер-мент, разводящий зрителей по комнатам, велел ему строго: «Туда проходи», слуга народа не понял и заорал: «Ты как со мной разговариваешь? Какое у тебя звание? Ты из какого отделения? Да я вас всех уволю!» Это каким надо быть диким, чтобы принять все за чистую монету! Он решил, что попал в реальное отделение милиции. 

– Да, искусство должно быть неожиданным. Для меня, например, совершенно неожиданный ваш Павел из «Господ Головлевых». Абсолютно все персонажи этого романа написаны Салтыковым-Щедриным с ненавистью и презрением. Тут все упыри. Но ваш Павел выглядит жертвой, он единственный, кому сочувствуешь.

– Я с самых первых работ в кино и театре всегда старался оправдать для себя своего персонажа, пытался найти объяснение, почему он такой. Одно время в кино за мной закрепилось амплуа героя, защитника. Потом появился фильм «Ярослав», где у меня роль негодяя. Мне хотелось сыграть не просто злодея, а чтобы его гадость была обаятельной, с харизмой. Это придает объемность и правдивость образу. Что касается «Господ Головлевых», то поначалу этот спектакль мне тяжело дается, но потом, в какой-то момент, происходит щелчок, выдыхаешь, и все идет в кайф, и только в конце понимаешь, что не сыграл, а прожил. Я не думаю, как сегодня изображу Павла, у меня нет заготовленных ходов, буду играть так, как пойдет, – в определенном настроении и определенном рисунке. Мне жалко Павла. Он мне не противен. Слабое существо, с хитростью детской и абсолютно безвольный. Человек, лишенный материнской любви. В романе вообще никто никого не любит. Каждый за себя. И отсюда их ущербность.

– Спектакль высветил еще одну важную тему – порочность воспитания, когда весь смысл жизни родителей сводится к тому, чтобы накопить барахла и передать его детям. Именно это ведет отпрысков к праздности, непригодности к какому-либо делу, запоям и пустословию. 

– Причем испокон веков эта традиция передается из поколения в поколение, почти во всех семьях так. Мне странно слышать, когда моя мама говорит мне: «У меня есть немного денег. Тебе надо? Ты же должен сдать анализы. Сколько это стоит?» Я объясняю, что мне ничего не нужно. По идее дети должны заботиться о пожилых родителях, а не наоборот. Мой старший сын наотрез отказывается брать у меня деньги. Говорит: «Нет, я сам заработаю». Алексей трудится поваром в трех ресторанах. Спрашиваю его: «У тебя выходные хоть есть?» Он: «Нет, некогда. Хочу посмотреть, насколько меня хватит». Конечно, он через какое-то время валится, потому что давление подскакивает. Еще бы, в горячем цеху, на ногах весь день. Я не командую, но вентилирую, что у него происходит. Алексею 21 год, но он отличается от многих своих сверстников. Например, захотел служить в армии. Заявил: «Не хочу, чтобы у меня штампик стоял, что я какой-то больной». Он вкусил настоящую службу – год в войсках МЧС. Я приезжал к нему, и его командир, очень крутой дядька, прошедший все войны, сразу предупредил: «Я его жалеть не буду». На что я ответил: «Даже не вздумайте». Я видел сына в состоянии, когда он еле держался на ногах от усталости. Но трудности полезны для характера: для парня важно научиться выживать в агрессивном коллективе, не дать сломать себя, превратить в ботву. В принципе его поколение слабое, они вдруг в какой-то момент бороться перестают. Как будто их что-то стопорит, и они руки складывают, и их несет течение, причем не туда, куда надо. У них энергия растений. В основном пацаны превращаются в некое бесполое «оно». (Улыбается.) Может, их перекормили в 1990-е неправильной едой с гормональными добавками? Почему-то молодые парни ломаются на простых вещах. Слава богу, что мой сын другой.

– Мамаша Головлева пытается сделать добро своим детям, а получается зло. Вашего Ивана Карамазова вопросы зла и добра терзают всю жизнь…

– Что, впрочем, не мешает этому «философу» угробить папашу чужими руками, подвести под виселицу братца и завладеть всеми наследными деньгами. В романе Иван сходит с ума и погибает. У нас он единственный из Карамазовых, кто выживает. Он всегда все отрицал и никого не любил. В конце спектакля у Ивана происходит разговор с чертом, и он снова задает все тот же вопрос «Есть Бог или нет?». Трудно порой бывает отличить добро от зла. Иногда неожиданно добро превращается в зло. Недаром говорят: благими намерениями дорога в ад выстлана. Я думаю, доброта – это не простодушие, когда ты весь такой ласковый ко всем и пушистый, как белый пудель. Если ты хочешь быть ответственным, то не имеешь права быть слабым. Иногда лучше вести себя жестче, суше, и это будет правильнее. Я лично не встречал абсолютно добрых людей. Таких, наверное, не бывает. (Улыбается.) Чтобы казаться лучше, я должен бы, по идее, говорить, что доброта спасет мир. Церковь наставляет, что мы все добрые и должны стремиться к любви и милости. В душу нам льют одно, но видишь ведь совсем другое: на дороге тебя подсекают, в очереди сумку вырывают, ночью в подворотне калечат. От этого и возникает дисгармония. Да, всегда хочется верить, что там, за порогом смерти, есть что-то светлое. Но в реальной жизни лучше обходиться без иллюзий. Пока с человечеством не случится какого-то катаклизма, войны например, все люди – демоны. Наша страна прошла через репрессии, страшную войну, но почему-то народ в большинстве своем добрее был, чем сегодня. В нас что-то человеческое просыпается только во время шока. Посмотрите, как все фильмы строятся: на землю что-то бабахнуло, взорвало полмира, и все друг другу начали помогать. Это можно сравнить с криокамерой. Тебя на несколько секунд помещают в морозильник, где минус 80, и мозг моментально дает организму команду на выживание, подключаются все резервные функции организма. Идет резкое омоложение, выброс ферментов, гормонов, и ты выходишь из этой камеры, покрытый инеем и обновленный. Любой шок заставляет организм мобилизоваться. Так же и с обществом.

– Да, согласна, но только если этот шок переживаешь не в детстве. Ваш Михал из спектакля «Человек-подушка» искалечен адом, который ему устроили его садисты-родители. Ваша игра поражает. Как вам удалось так глубоко проникнуть в психику больного человека?

– Мы долго с Кириллом (Кирилл Серебренников – режиссер спектакля. – Ред.) искали диагноз и не могли понять, что это за болезнь, каким должен быть Михал? Даун? Нет. Тогда он не сможет произнести такой сложный текст. В итоге отправились в клинику и с разрешения врачей выбрали для общения 15-летнего пацана. Он детдомовец, из неблагополучной семьи. На вид крепкий подросток, но по развитию шестилетний ребенок. Он очень волновался, когда меня увидел. Я понимал, что нельзя сверлить его взглядом. Но мне же надо было как-то снять с него жесты, интонацию. И тогда я принялся с ним играть. Потом спросил у врача: какой он во время истерики? Буйный? Тот ответил: «Как ребенок, кусаться начинает. Он не сумасшедший. Это просто очень сильное отставание в развитии». Я скопировал его пластику и добавил свои эмоции… И, конечно же, я оправдываю Михала. Когда я в конце произношу последний монолог, то вижу, как зрители в зале плачут. Даже мужчины. И я понимаю, что дожал роль.

– А что в вас осталось от мальчика Леши?

– (Улыбается.) Все. У меня есть друг-художник, он подолгу живет в Индии. Как-то раз вернулся, прокатился в метро и сказал потом: «Я видел лица этих людей. Скажи, Леша, они когда-нибудь были детьми?» По-моему, это самое страшное – превратиться в нечто бесформенное и бубнящее: «Мне 45 лет, у меня уже дети, ну все, жизнь прожита, я свое отгулял». Я много встречал таких мужиков, которые в 40 уже старики. Поэтому они и спиваются. А что еще делать, когда нет интереса, стимула в жизни? Мне всегда хочется сказать, что мне не 45, а 20. Живу на полную катушку: мне и мотоцикл, и самолет, и рок-музыка – все нравится. Весной, когда асфальт уже сухой, езжу только на байке. Даже в ливень. На машину пересаживаюсь, только если нужно довезти что-то большое. Кстати, моя жена (Надежда Борисова – актриса МХТ. – Ред.) тоже на мотоцикле ездит. Зимой занимаюсь стантрайдингом – это трюковые номера на мотоцикле. Играю индастриал-рок. Собираюсь вместе с новым коллективом реанимировать музыку моей бывшей группы «Гуарана» и дать концерт. Некоторые говорят: «Ну все понятно, это кризис среднего возраста. Чуть попозже ты на “Порш” пересядешь». На что я отвечаю: «Меня машины вообще не интересуют». Я езжу в Италию на тренировки по мотогонкам. Там все пилоты в основном мои ровесники, но есть и те, кому за 50 и даже 60. Счастливее этих людей я не встречал. И я знаю точно: стоит только захандрить, облениться, как организм тут же реагирует – начинает окисляться, ржаветь. Поэтому я все время в движении. Главное – ощущать азарт жизни.

Статья опубликована в журнале «Театральная афиша» (№ 3, 2015 г.)
Пресса
Новый 124-й по счету сезон открыл МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого канала, 3.09.2021
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
Алексей Кравченко: «Когда появился Серебренников, все завертелось», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2019
Утоливший жажду, Ольга Завалишина, start-std.ru, 20.02.2018
Король не будет спать, Алла Шевелева, Театральная афиша, № 3, 17.03.2017
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
Алексей Кравченко: Главное – ощущать азарт жизни, Мила Серова, Театральная афиша, 2.03.2015
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
21 вопрос для Алексея Кравченко, Пресс-служба МХТ, 14.10.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
«Человек-подушка». Впервые в Перми, видеосюжет Урал-Информ Пермь, 14.10.2013
Категорический императив с катапультой, Анна Степанова, Петербургский театральный журнал, 10.2013
Серийные модели ада, Ольга Егошина, Новые известия, 30.09.2013
Спектакль в одном отделении, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.09.2013
Стражи махмудовской государственности, Марина Токарева, Новая газета, 27.09.2013
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет», Анна Чужкова, Культура, 27.09.2013
Крестовина тайны, Алена Карась, Российская газета, 26.09.2013
Кафка сказок, Николай Берман, Газета.ru, 26.09.2013
Небо в лампочках, Наталия Каминская, Театрал, 26.09.2013
Премьера в МХТ: Вертикаль не стоит, Олег Зинцов, Ведомости, 25.09.2013
Сказка, призывающая в свидетели, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 24.09.2013
В МХТ имени Чехова пришли оборотни в погонах, Алла Шевелева, Известия, 23.09.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
За стеной всё те же мы, Ксения Ларина, The New Times, 16.09.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Гей, маргиналы!, Марина Давыдова, Время новостей, 8.04.2002