ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Прокурор своих ролей

Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
В субботу, 3 сентября, свой юбилей отметит народная артистка России Ольга Барнет. Почти сорок лет она работает в Московском Художественном театре, сыграла на его сцене более двадцати разноплановых ролей в русской и зарубежной классике.

«Начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ», — замечал Шерлок Холмс. Черты английских предков-печатников (прадед Ольги Барнет перебрался в Россию во второй половине ХIX века) ощутимы в строгом овале лица актрисы, в суховатой элегантности, которая живет в ее жестах, в деликатности, которая не мешает ей быть и резкой, и прямой, в благородстве артистической личности, ощутимо просвечивающей в самых разных ее героинях. «Иностранную внешность» сразу отметил ассистент Тарковского, который пришел в 1972 году в Щукинское училище искать лица для «Соляриса». После матери Криса Ольга Барнет переиграла в кино с десяток иностранок, преимущественно уроженок Британии (Инга в «Переводе с английского», Кетти Бенсон в «Бегстве мистера Мак-Кинли», Дид Мэссон в экранизации Джека Лондона «Время не ждет» и т.д.).

Единственная дочь легендарного советского режиссера Бориса Барнета и замечательной актрисы-педагога Аллы Казанской, Ольга Барнет с детства выросла в атмосфере культа работы. Вспоминая ее отца, Отар

Иоселиани писал: «Он был так самобытен, что повторить его никому не удалось, хотя во время его молодости находились люди, которые пробовали ему подражать, но сегодня все их попытки особого интереса не представляют. А Барнет во всем мире считается самым серьезным мастером советской эпохи. Сам я в творчестве того или иного человека всегда выделяю одно, для меня самое важное — есть у этого человека совесть или нет. У Барнета совесть была». Поругавшись с руководством «Мосфильма», автор «Окраины» и «Подвига разведчика» подал заявление об уходе и покончил с собой в рижской гостинице. В предсмертной записке Барнет писал о том, что «потерял веру в себя, без которой невозможно работать, а следовательно, жить». Для двенадцатилетней девочки смерть отца стала шоком, но идея «работы, которая важнее жизни», представление о профессии, которая оправдывает и дает смысл человеческому существованию, вошли в ее личностный состав.

Во время учебы в театральном Щукинском училище она, как многие, мечтала о работе с Анатолием Эфросом на Малой Бронной. Но по окончании учебы ее позвал Олег Ефремов, недавно пришедший во МХАТ и занятый реформированием труппы Художественного театра. Ольга Барнет сумела войти в этот непростой коллектив, в 1970-е годы больше напоминавший плавильный котел, где собранные со всей страны актерские индивидуальности постепенно в ходе общей работы сплавлялись в общий ансамбль. Барнет занята в таких принципиальных спектаклях ефремовского МХАТа, как «Дульсинея Тобосская» (Маска), «Иванов» (Авдотья Назаровна), «Господа Головлевы» (Любинька и Аннинька), «Кабала святош» (Мариэтта Риваль). Актриса играет в самых разных жанрах — комедии, мелодраме, драме. Чуткий психолог, Ольга Барнет часто понимает своих героинь в каких-то таких глубинных свойствах, что и автор туда побаивался заглядывать. Актриса никогда не пытается «оправдать» своих героинь, приподнять их над грешной землей. Ее героини всегда укоренены в быте, в характерности. Актриса умеет быть саркастично-беспощадной, рисуя очередные оттенки и повороты того вечно бабского, что залегло в основе любой женской натуры.

Темное, смутное начало жило в ее Ольге Прозоровой и оттеняло силу духа, держащую под замком бушующие страсти старшей из «Трех сестер». В последнем спектакле Олега Николаевича до боли ощутим был мотив прощания, ухода, мотив жизни, которая отлетает от постепенно пустеющего дома, и как противовес ему — мотив долга, который заставляет сестер держаться вопреки всему. «О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!» — Ольга Барнет обращала слова финального монолога не столько сестрам, сколько самой себе. Жить, когда ты понимаешь, что все кончено, — требует мужества, часто недоступного героям. И в эту минуту ты понимал, что именно такая женская душа все перетерпит, вынесет, перетопит любое горе, спасется сама и спасет близких. 

Характерная актриса, уже смолоду игравшая возрастные роли, Ольга Барнет легко и с блеском перешла на образы свах, благородных матерей, бабушек. И постепенно стала одной из актрис, на чьих плечах лежит пестрый репертуар МХТ. Склонность к буффонаде с ее лихим стихийным размахом пригодились в ролях Глафиры Фирсовны («Последняя жертва») и миссис Бардль («Пиквикский клуб»), Марселины («Безумный день, или Женитьба Фигаро») и Арины Пантелеймоновны («Женитьба»). Лучшие свои роли последних лет Барнет сыграла в постановках Миндаугаса Карбаускиса: Войницкая в «Дяде Ване» и Маргарет Бор в «Копенгагене». Умная, насквозь земная, Маргарет входит в разговор двух великих физиков — Нильса Бора и его ученика Вернера Гейзенберга — как представительница огромной части далекого от физики человечества. Как положено мудрой женщине, Маргарет Бор больше слушает, чем говорит, но именно она формулирует главную подспудную тему многословной и извитой беседы: «Что останется от этого опозоренного и униженного, такого любимого мира?» В словах Маргарет можно явственно расслышать личную интонацию правнучки потомственного печатника, дочери всемирно известного кинорежиссера — интонацию замечательной актрисы Художественного театра Ольги Барнет.


Актер Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ: «Ольга — прекрасный человек и идеальная актриса. Я рад, что она есть в моей жизни. Я рад, что она есть в нашем театре. Она сама — невероятный театр! Я готов встречаться с ней в любом качестве: как режиссер, а она — актриса или она — режиссер, а я - актер. Она умная, она красивая, она не капризная, она знает, что делает».
Пресса
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
10 вещей Ольги Барнет, OpenSpace.ru, 1.06.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.11.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001