Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Прокурор своих ролейОльга Егошина, Новые известия, 1.09.2011 В субботу, 3 сентября, свой юбилей отметит народная артистка России Ольга Барнет. Почти сорок лет она работает в Московском Художественном театре, сыграла на его сцене более двадцати разноплановых ролей в русской и зарубежной классике.«Начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ», замечал Шерлок Холмс. Черты английских предков-печатников (прадед Ольги Барнет перебрался в Россию во второй половине ХIX века) ощутимы в строгом овале лица актрисы, в суховатой элегантности, которая живет в ее жестах, в деликатности, которая не мешает ей быть и резкой, и прямой, в благородстве артистической личности, ощутимо просвечивающей в самых разных ее героинях. «Иностранную внешность» сразу отметил ассистент Тарковского, который пришел в 1972 году в Щукинское училище искать лица для «Соляриса». После матери Криса Ольга Барнет переиграла в кино с десяток иностранок, преимущественно уроженок Британии (Инга в «Переводе с английского», Кетти Бенсон в «Бегстве мистера Мак-Кинли», Дид Мэссон в экранизации Джека Лондона «Время не ждет» и т.д.). Единственная дочь легендарного советского режиссера Бориса Барнета и замечательной актрисы-педагога Аллы Казанской, Ольга Барнет с детства выросла в атмосфере культа работы. Вспоминая ее отца, Отар Иоселиани писал: «Он был так самобытен, что повторить его никому не удалось, хотя во время его молодости находились люди, которые пробовали ему подражать, но сегодня все их попытки особого интереса не представляют. А Барнет во всем мире считается самым серьезным мастером советской эпохи. Сам я в творчестве того или иного человека всегда выделяю одно, для меня самое важное есть у этого человека совесть или нет. У Барнета совесть была». Поругавшись с руководством «Мосфильма», автор «Окраины» и «Подвига разведчика» подал заявление об уходе и покончил с собой в рижской гостинице. В предсмертной записке Барнет писал о том, что «потерял веру в себя, без которой невозможно работать, а следовательно, жить». Для двенадцатилетней девочки смерть отца стала шоком, но идея «работы, которая важнее жизни», представление о профессии, которая оправдывает и дает смысл человеческому существованию, вошли в ее личностный состав. Во время учебы в театральном Щукинском училище она, как многие, мечтала о работе с Анатолием Эфросом на Малой Бронной. Но по окончании учебы ее позвал Олег Ефремов, недавно пришедший во МХАТ и занятый реформированием труппы Художественного театра. Ольга Барнет сумела войти в этот непростой коллектив, в 1970-е годы больше напоминавший плавильный котел, где собранные со всей страны актерские индивидуальности постепенно в ходе общей работы сплавлялись в общий ансамбль. Барнет занята в таких принципиальных спектаклях ефремовского МХАТа, как «Дульсинея Тобосская» (Маска), «Иванов» (Авдотья Назаровна), «Господа Головлевы» (Любинька и Аннинька), «Кабала святош» (Мариэтта Риваль). Актриса играет в самых разных жанрах комедии, мелодраме, драме. Чуткий психолог, Ольга Барнет часто понимает своих героинь в каких-то таких глубинных свойствах, что и автор туда побаивался заглядывать. Актриса никогда не пытается «оправдать» своих героинь, приподнять их над грешной землей. Ее героини всегда укоренены в быте, в характерности. Актриса умеет быть саркастично-беспощадной, рисуя очередные оттенки и повороты того вечно бабского, что залегло в основе любой женской натуры. Темное, смутное начало жило в ее Ольге Прозоровой и оттеняло силу духа, держащую под замком бушующие страсти старшей из «Трех сестер». В последнем спектакле Олега Николаевича до боли ощутим был мотив прощания, ухода, мотив жизни, которая отлетает от постепенно пустеющего дома, и как противовес ему мотив долга, который заставляет сестер держаться вопреки всему. «О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!» Ольга Барнет обращала слова финального монолога не столько сестрам, сколько самой себе. Жить, когда ты понимаешь, что все кончено, требует мужества, часто недоступного героям. И в эту минуту ты понимал, что именно такая женская душа все перетерпит, вынесет, перетопит любое горе, спасется сама и спасет близких. Характерная актриса, уже смолоду игравшая возрастные роли, Ольга Барнет легко и с блеском перешла на образы свах, благородных матерей, бабушек. И постепенно стала одной из актрис, на чьих плечах лежит пестрый репертуар МХТ. Склонность к буффонаде с ее лихим стихийным размахом пригодились в ролях Глафиры Фирсовны («Последняя жертва») и миссис Бардль («Пиквикский клуб»), Марселины («Безумный день, или Женитьба Фигаро») и Арины Пантелеймоновны («Женитьба»). Лучшие свои роли последних лет Барнет сыграла в постановках Миндаугаса Карбаускиса: Войницкая в «Дяде Ване» и Маргарет Бор в «Копенгагене». Умная, насквозь земная, Маргарет входит в разговор двух великих физиков Нильса Бора и его ученика Вернера Гейзенберга как представительница огромной части далекого от физики человечества. Как положено мудрой женщине, Маргарет Бор больше слушает, чем говорит, но именно она формулирует главную подспудную тему многословной и извитой беседы: «Что останется от этого опозоренного и униженного, такого любимого мира?» В словах Маргарет можно явственно расслышать личную интонацию правнучки потомственного печатника, дочери всемирно известного кинорежиссера интонацию замечательной актрисы Художественного театра Ольги Барнет. Актер Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ: «Ольга прекрасный человек и идеальная актриса. Я рад, что она есть в моей жизни. Я рад, что она есть в нашем театре. Она сама невероятный театр! Я готов встречаться с ней в любом качестве: как режиссер, а она актриса или она режиссер, а я - актер. Она умная, она красивая, она не капризная, она знает, что делает». |