ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Непраздничная радость

Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Кирилл Серебренников поставил «Трехгрошовую оперу» в Художественном театре не как спектакль-развлечение. Все в этой постановке работает на обратное. И некомфортная для зрителей длительность действия — четыре часа с двумя антрактами, и принципиальное нежелание понравиться публике, проявляющееся в режиссерском прочтении пьесы, в том, как оформлена сцена, то, как сделаны и сыграны роли.

Вроде все знакомые и любимые на сцене, но в каком-то таком виде, что ни любви, ни симпатии не вызывают и даже задаешься вопросом: а за что, собственно, питал к этим артистам теплые чувства? Все как один битые молью, поют осипшими, прокуренными голосами (понятно, что намеренно, но не настолько же!). Упорное стремление создателей спектакля разворошить забитые в дальний угол сознания мысли относительно того, в каком обществе мы живем, тоже не способствует созданию у публики праздничного настроения. И самое главное — пьеса.

На спектакле Кирилла Серебренникова выяснилось, что в «Трехгрошовой опере» ничего и никого нет, с чем хочется себя ассоциировать. А есть то, о чем совсем не хочется, да и страшно думать, — зачем себя бередить? Все равно ничего не поделать… «Непраздничность» режиссерских приемов, манеры исполнения, намерений, которыми руководствовались постановщики «Трехгрошовой», и в связи с этим со всем общего нашего, зрительского, настроения — главное, что остается после «Трехгрошовой», превосходно сделанного спектакля в Художественном театре.

Причем впечатляет не только честность и безапелляционность замысла, но и рассыпанные по спектаклю маленькие театральные шедевры, вроде зонгов Питчема — Николая Чиндяйкина, которые артист исполняет так, что мороз идет по коже; номеров Полли — Ксении Лавровой-Глинки, безусловной новой звезды в труппе театра; роли миссис Питчем (Марина Голуб), со всей ее пьяной расхристанностью, слоновьими ногами, и этакой задушевной московской домовитостью, с которой она устраивает арест и казнь своего зятя.

В этой постановке много настоящего, подлинного — не блеска, нет, но мастерства. Того, которое не блестит, потому что золото. И это особенно важно для спектакля Кирилла Серебренникова, так как свидетельствует о том, что он, кажется, закончил завоевывать любовь и популярность публики и начал просто работать, и это дало «Трехгрошовой» качественно и художественно иной уровень по сравнению с его другими постановками. По серьезности и масштабу замысла, по сдержанности и жесткости режиссерской руки, по безусловному превалированию смысла над формой «Трехгрошовая опера» в МХТ стоит особняком не только в афише московских премьер, но и в перечне работ самого режиссера.

«Трехгрошовая опера» Кирилла Серебренникова — это спектакль-высказывание и спектакль-взывание к нашим гражданским чувствам, как ни пафосно это звучит. Спектакль — почти манифест антигламурного, неразвлекательного искусства, которое призвано побуждать людей не оставаться равнодушными к тому, что не в порядке вокруг них за стенами театра.

Занятно, что именно этот спектакль показал, что в самом Художественном театре сейчас все в порядке. МХТ оказался способен выпустить сложнейший постановочный спектакль с живым оркестром и огромным количеством людей на сцене и за сценой, и сделал это так не натужно и будто бы даже элегантно, что, кажется, ему сейчас под силу практически любые творческие задачи.
Пресса
Марина Брусникина и Николай Чиндяйкин на книжном фестивале «Красная площадь», Юлиан Макаров, видеосюжет телеканала «Культура», 6.06.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Николай Чиндяйкин: «Здесь осталась часть моего сердца», Маргарита Зиангирова, Омская правда, 9.08.2016
Послушайте! Поэты войны, телеканал «Культура», 22.11.2015
Послушайте! Поэты Серебряного века, телеканал «Культура», 15.11.2015
Послушайте! Поэты на Красной Пахре, телеканал «Культура», 10.11.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
7 вопросов для Николая Чиндяйкина, Пресс-служба МХТ, 29.09.2014
Путин присвоил почётные звания деятелям культуры, видеосюжет телекомпании НТВ, 28.05.2014
Легендарный МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет Первого канала, 26.10.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«То, чем живу». Творческий вечер Николая Чиндяйкина, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2012
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009