ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

9 вопросов для Дмитрия Брусникина

Пресс-служба МХТ, 25.12.2014
- Успех вашего курса в Школе-студии МХАТ был запланирован или это цепочка случайностей?

 — Планирования на сто процентов не было, но был расчет. В Школе-студии случилось вот что: мастерская Кирилла Семеновича Серебренникова, революционная, ломающая стереотипы, дала какой-то толчок к реформам всем нам, нашей мастерской и мне лично. Это взбудоражило в творческом смысле. Возникло соревновательное чувство, очень положительное. Все равно наша основа — Станиславский, система. Теперь важно, как ее сделать современной.
Первые полгода мы работали в традиционной манере, обычными упражнениями. И вот начали искать новую литературу для этюдов. Набрели на роман Натальи Ключаревой «Россия: общий вагон». Форма книги подсказала форму этюдов: монологи людей на улицах. И вот ребята стали знакомиться с людьми и вступать с ним в диалог. И вдруг этот вербатим, метод документального театра оказался главным для нас. Почти каждый студент стал на этом материале невероятно раскрываться. И тексты, которые они приносили «с улицы», — это было поразительное вглядывание в другого, в чужого. Они были богаты, ценны, ценнее, чем любая литература. Получилось то, за что мы и бились: нащупать живого человека. Экзамен по собранному таким образом материалу шел восемь часов: так получился спектакль «Это тоже я», которым мы громко стартовали. Мы попали в активное время, время гражданских позиций. Люди на улицах активно шли на контракт, разговаривали с артистами, хотели анализировать мир, высказывали свое довольство и недовольство, были открыты. И эта открытость передалась и курсу. Тогда не было боязни, а вот сейчас с этим сложнее.

- Что все-таки больше повлияло на вас?

 — Ближнее окружение. Наши же студенты прошлых лет, которые не отрываются от alma mater и тащат сюда все, что они видят вокруг. И сами студенты постарались: ходят, смотрят, предлагают. Если обустроить на курсе такую атмосферу, чтобы ребята могли говорить, то они очень большие знания приносят из внешнего мира. Когда педагоги не заявляют своей уверенности в том, что правильно, а что неправильно, то возникает развитие, диалог.

- Смущает ли вас тот факт, что, занимаясь другими людьми, вы наступаете на горло собственной песне? Почему лично вы занимаетесь педагогикой?

 — Любому театру нужно обновление. Недавно сходил на один прославленный спектакль. И был невероятный раскол во мнениях, буквально баррикады. Эстетический раскол с коллегами, с тем, с кем мы работаем в одном театре. А я увидел старый театр. Слышал классический текст тысячу раз, он мне кажется ужасно запоздавшим. И театр отстал, и разбор ролей картонный. Я не слышу ни одной живой интонации, текст не работает. И мне кажется, что зрители только лишь по инерции восхищаются. Что-то должно меняться в методе. И любому театру сегодня надо сесть за ученическую скамью. Надо обучаться заново. Мы не прошли за партой многие театральные методы, которые были закрыты от нас в советское время. Актеры нашей Школы не знают, как играть Брехта, например. Неслучайно Анатолий Васильев все свои штудии называет школами — потому что театр умирает, когда нет познания. 

- Когда вы смотрите на своих ребят, чему вы завидуете?

 — Они более свободны, чем мы. Наша свобода во многом была построена на копировании, заимствованиях. Был институт кумиров: Высоцкий, Даль, Ефремов, «Современник», Таганка. У нынешнего поколения нет кумиров. Они работают на чистом поле. Они никому не завидуют. Когда ты их спрашиваешь, в какой театр они хотят попасть, у них нет ответа. Идет обновление, они не хотят встраиваться в систему. И они хотят попасть в свой театр, в театр своей мечты.

- Какое событие заставило вас стать артистом?

 — Мое попадание в актерскую среду было нелепым, анекдотичным. Был уже третий курс Московского института электронной техники, физтех. Я знал весь репертуар московский, современную литературу, стихи. И я пошел в театральный институт «на спор». И в двух школах мною заинтересовались. Я видел свою среду инженерскую, видел мрачных выпускников, который тут же попадали в закрытые институты-«ящики», подписывали бумаги о неразглашении государственной тайны. И я начал понимать, что я не хочу жить в этом закрытом мире науки. И я ушел. Было тяжело сперва, я никак не мог понять новой системы отношений. Я там, в МИЭТе, привык к свободному посещению, и пытался в Школе-студии такую же систему применить и других студентов подговаривал. Ефремов мне сказал, что так не надо. Потом появилась компания: Козак, Феклистов, Мокеев, и что-то стало получаться.

- Есть такой афоризм: «Театр — лучший из миров». Есть ли в вашей жизни другие миры?

 — Пожалуй, нет. Я согласен с этим лозунгом. Я много наблюдал за своим учителем Олегом Николаевичем Ефремовым, и это было трогательно, забавно и странно. Для него весь мир представлял из себя театр. Все относилось к театру, и все являлось к нему через театральный взгляд. Любой, самый бытовой разговор, касающийся еды или одежды, он сводил к сцене. Можно ли эти ботинки носить в театре? А что если это съесть на сцене? Помню, он купил массажное кресло себе. И тут же фантазировал, что надо поставить это кресло прямо на сцену и артистов усаживать. Тащил к себе моих знакомых физиков, чтобы понять, как можно их знания применить в театре. Ефремов заразил нас именно этим. 

- Самая странная зрительская реакция в вашей актерской карьере?

 — Театр — не интернациональная вещь. На Тайване, например, зритель смеется там, где русский зритель плачет. Диаметрально противоположно. Американские реакции тоже странные: например, им кажется, что если артист плачет на сцене настоящими слезами, это и есть высшая точка мастерства.

- От чего вам бывает грустно?

 — Чаще всего я грущу от того, что происходит на улице, за окном. Понимаю, что, увы, не всё в наших силах. И, наверное, недостаточно театральных высказываний, чтобы изменить нынешнюю ситуацию. Когда вижу беспомощность наших попыток, это грустно.

- А что все-таки театр может сделать? Где пределы его влияния?

 — Если театр будет честным, то он будет соответствовать своей функции. Тогда он будет полезным, важным и состоятельным. Театр должен заставить людей анализировать то, что происходит. 
Пресса
60 лет Дмитрию Брусникину, видеосюжет телеканала «Культура», 17.11.2017
Живой Ефремов, Дмитрий Брусникин, Известия, 1.10.2017
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016
Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Дмитрий Брусникин о будущем театра, Григорий Заславский, телеканал «Мир 24», 20.01.2016
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
Театр для жителей города, Дарья Симоненко, Мослента, 15.09.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Дмитрий Брусникин в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 14.05.2015
Дмитрий Брусникин: театр никогда не возникает по указке, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 12.04.2015
Дмитрий Брусникин в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 22.02.2015
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ, 25.12.2014
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Дарья Менделеева, Православие и мир, 26.11.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
В «МК» вручены призы номинантам Театральной премии-2013, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 1.11.2013
Он в Аргентине, Ольга Фукс, Театральная афиша, 09.2013
Пришелец, Татьяна Джурова, Петербургский театральный журнал, 23.06.2013
В «Зазеркалье» Петербурга проходят гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 20.06.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
Людмила Петрушевская: юбилей на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Олег Табаков раздал премии и представил свою новую книгу, видеосюжет телекомпании «ТВ-Центр», 27.03.2013
У причала, Глеб Ситковский, Ведомости, 28.02.2013
Достоевский как тест на профпригодность, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2013
Аргентина далеко, а МХТ рядом, Геннадий Демин, Трибуна, 6.02.2013
Редкий кадр, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.01.2013
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010