ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

8 вопросов для Яны Гладких

Пресс-служба МХТ, 12.03.2015
- Какой совет ваших учителей вы чаще всего вспоминаете?

 — Их довольно много, это раз и навсегда входит в твою кровь. Как у собаки Павлова, вырабытывается рефлекс. «Не страдай», «держи перспективу» — это от Дмитрия Брусникина. То, что удерживает тебя в рамках вкуса. В Школе-студии нас воспитали в широких представлениях о театре, в широкой колее, но в рамках вкуса.

- Долго ли вы мучались, выбирая профессию?

 — Да я вообще не собиралась быть актрисой. Было неосознанное желание. Меня познакомили с Юрием Борисовичем Нифонтовым, который в Щукинском училише набирал курс. В частном порядке он меня прослушал и взял. Потом оказалось, что этот курс наполовину для артистов театра кукол. Я совершенно не знала ничего о театральной конъюнктуре, у меня нетеатральная семья. Но я увидела спектакль «Косметика врага», где играл Роман Козак, и этот спектакль меня совершенно потряс. Я пришла еще поступать и к Козаку на первый тур в Школу-студию, и меня сразу перебросили на третий. Я на него не пришла, думая поступить в Щукинское училище. Мне позвонил в день третьего тура Михаил Миронов и спросил: «Девушка, вы где? Вас все ищут». Я объяснила, что уже подала документы в другой институт, а еще мне на самом деле все равно. Он уговорил меня, 16-летнюю девчонку, встретиться в Камергерском переулке, начал уговаривать поступать в Школу: «Ты еще не знаешь разницы, а я знаю, я у этих мастеров учился». Я обалдела, он меня покорил своими рассказами. Мы поехали ко второму мастеру Дмитрию Владимировичу Брусникину на съемочную площадку, и я поняла, что это мой человек. Дальше всё пошло самотеком, срослось, другие варианты были исключены — появилась крепкая связь с учителями.

- Вы домосед или путешественник?

 — Я путешественница, хотя мало где была. Если бы была возможность, я бы тратила все свободное время только на путешествия. Причем познавательные, а не пляжные. Недавно была в Англии пять дней. С утра до ночи гуляла, обошла все музеи современного искусства, слушала все аудиогиды — я владею языком, для меня это было сплошное удовольствие. В эту поездку меня интересовали именно галереи нового искусства, где висит, например, Ротко. Предметы искусства XXI века не направлены на наслаждение и удовольствие, а скорее на размышление, но я получила колоссальное наслаждение от самого опыта.

- Чем отличается артист нового поколения?

 — В моем идеальном представлении современный артист должен быть человеком, интересующимся не только своим ремеслом. Сейчас царство эклектики, открытый мир, это надо учитывать. Благодаря тому, что я знаю языки, у меня богатый круг общения с людьми разных стран: из Америки, Словении, Словакии, Франции, Германии, и ты понимаешь, что широта взглядов — это очень важно. Когда человек упирается во что-то одно, его высказывание будет беднее. Артист обязательно должен интересоваться жизнью вокруг. Если этого не происходит, ты отгорожен от опыта. Ты никогда не знаешь, где найдешь пищу для творчества. Условно говоря, даже в политике можно найти вдохновение, хотя это вот совсем от меня далеко. Знания помогают распознать связи между частями мира. Чем больше ты знаешь, тем ты богаче. С другой стороны, это нельзя возвести в ранг обязанности, артист никому ничего не должен. Это область свободного выбора. Например, знать спорт изнутри, с актерских позиций изучить его механизмы. Этим профессия актера ценна — в творчество можно привлечь все, что угодно.

- Откуда у вас знания языков?

 — Была склонность со школы. Учила испанский, немецкий, французский. Английским владею свободно. Училась в Канаде, в Англии, в летних школах.

- Какие пределы вы видите в своей профессии? Есть ли у вас самозапреты?

 — Мне кажется, что я никогда не смогу играть в фильме ужасов и в фантастике. Это мне кажется запредельным. Я очень пугливый человек. Если меня по-настоящему испугать, я, правда, могу остаться заикой. Я до двадцати лет боялась темноты. И нарастание напряжения в хорроре — для меня это что-то за гранью. А в фантастике — не могу играть с воображаемым предметом или существом, когда артист разговаривает с еще пока не нарисованным объектом, вместо которого зеленый фон. Но я азартная и когда-нибудь, при случае, попробовала бы.

- Самая странная зрительская реакция в вашей жизни?

 — На «Удивительное путешествие кролика Эдварда» пришла маленькая девочка, дочка моей знакомой — я же ее и пригласила. Я совершенно забыла, что я в гриме и меня вряд ли узнают. Подошла в роли нищенки и попросила у нее копеечку. Девочка в ужасе схватилась за маму и закричала: «Мама, не смей давать этим бомжам деньги!»

- Что вас заставляет грустить и есть ли у вас рецепт от депрессии?

 — Я вообще склонный к меланхолии человек. Борюсь с этим давно, со школы. Мне всегда трудно давалось уединение. Я спасалась от него количеством знакомых, гостями, общением. Для меня уже достаточно, чтобы человек просто сидел в другой комнате, просто знать, что рядом кто-то есть. В юности я начиталась немецкой философии, этого страшного Гегеля. Никому не советую. В какой-то момент я решила, что дальше так продолжаться не может, мне нужно стать более цельным человеком. И я стала бороться: намеренно создавать ситуацию уединения и научать себя сосредотачиваться, не чувствовать нарастающей тревоги. Знаю, что у многих есть такая проблема. И психоанализ здесь очень помогает.
Пресса
Бог, рок и математика, Мария Юрченко, Культура, 8.07.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
8 вопросов для Яны Гладких, Пресс-служба МХТ, 12.03.2015
Чекалдыкнутые, Вячеслав Суриков, Эксперт, 28.02.2015
А ты моё сердце склеил?, Ирина Пекарская, startup.ru, 27.01.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014
Истина и слеза ребенка, Александра Солдатова , Новая газета, 9.12.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
Спектакль МХТ им Чехова в Черкесске, видеосюжет программы «Итоги недели» (Карачаево-Черкесия), 17.06.2013
«Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, № 20, 23.05.2012
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Медленное чтение, Павел Руднев, Театрал, 1.02.2010
Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009
На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009