Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются»

Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
- Когда и при каких обстоятельствах возникла идея поставить эту трагедию Шекспира?

 — Идея возникла давно, ещё когда Костя (Константин Хабенский — Примеч. М. Б. ) жил в Петербурге. Он должен был играть Гамлета, но не сыграл. По разным причинам, в том числе по творческим. Убеждён, что случайностей не бывает. Если идея не реализовалась, значит были на то объективные причины. Когда мы размышляли о том, что Костя должен играть Гамлета, Миши не было в театре, не было со мной.

- Миши Трухина. Уточним, ведь есть ещё Миша Пореченков.

 — Когда мы репетировали «Войцека», было четыре Миши. Они издевались надо мной так, что у меня волосы стояли дыбом. Я говорил: «Миша» — высовывались все четверо. Невыносимо.

- Итак, Трухина тогда не было с вами…

 — Да. Он был вне театра. Занимался совершенно другими делами, к сожалению. И вот однажды он ко мне пришёл. Вдруг. Кости уже не было в Петербурге. Мы с ним жили уже в разных городах, а с Мишей — в одном. При этом с Костей пересекались, а с Мишей — нет, хотя он продолжал и продолжает играть в Театре на Литейном мой самый любимый спектакль — «Сторож» Гарольда Пинтера. Так вот, пришёл ко мне Миша, пришёл после долгого необщения, пришёл с серьёзным разговором о жизни. Мы поговорили. И это было событие. Года через полтора меня пригласили в Художественный театр на постановку. После долгого поиска пьесы я вернулся к «Гамлету».

- К старой идее…

 — Да, но в новой эмоциональной и психической ситуации. 

- Своей? Трухина? Хабенского?

 — Думаю, общей. Мне кажется, именно так. Конечно, я могу понять что-то только через самого себя. Мы связаны друг с другом множеством нитей. Не только с близкими людьми, но и с теми, с которыми встретились случайно. Встретились, разошлись, а взаимосвязи остались, эти взаимосвязи нашу жизнь меняют, коверкают.

- Значит, я могу вам больше никогда не позвонить, а взаимосвязь при этом всё равно будет.

 — Конечно. Позвонить, не позвонить — не имеет значения. Мы входим во взаимодействие, которое будет оказывать влияние на нашу жизнь. Я глубоко в это верю. Все люди, с которыми мы встречаемся, живут в нас.

 — В связи с Гамлетом вновь возникли разговоры о «команде Бутусова»? Есть ли она? И если да, что Вы вкладываете в понятие «команда Бутусова»?

 — Мне трудно анализировать это. С одной стороны, мне это важно и приятно. Каждый человек носит свой дом с собой, у себя за плечами. Мне кажется, каждый режиссёр хочет иметь свой маленький дом, свой маленький театр. Когда-то это получилось… Во всяком случае, на одном спектакле это случилось точно.

- Вы «Годо» имеете в виду?

 — Конечно. Но, с другой стороны, приходя в другой театр, я всё равно, естественным образом, не ставя перед собой такой задачи, организую свою команду, без этого невозможно создать полноценный спектакль. И весь мой опыт доказывает, что иногда это удаётся, а иногда — нет. Как только встречаются люди разных поколений, разных школ, возникают трудности. В театре Сатирикон на спектаклях «Макбетт» и «Ричаод III», тешу мыслью, я приблизился к созданию какой-то другой команды. Поэтому когда очень настаивают на том, что команда «Годо» — по-прежнему моя, мне это немножко странно. Она уже давно не моя, даже формально. Ребята работают во многих спектаклях, не говоря о множестве телевизионных и кинематографических проектов. Мы все изменились очень сильно. Другое дело, есть какая-то общая закваска — в языке, в острой форме, в каком-то ощущении правды существования в этой острой форме, какие-то личностно важные вопросы….

- Вам стало сложнее друг с другом?

 — Мне стало сложнее. Гораздо. Ты должен меняться, потому что меняется твой собеседник, твой коллега. Ежедневно. Старые ключи не работают. Как они могут работать, если за плечами у ребят большие истории?!

- Как вы работали над текстом пьесы? Что представляет собой текст этой шекспировской трагедии? Просто книжка? Или разбухшая книжка?

 — Это кирпич колоссальной толщины, кирпич, который почти невозможно носить с собой в рюкзаке. За основу, по совету Алексея Бартошевича, мы взяли перевод Пастернака 1939 года, то есть первоначальный вариант. Нисколько об этом не жалеем. Просто это текст, который без обработки невозможно было использовать. Обработка была сделана с поправкой на театр, на режиссёра, на актёров. Нам пришлось, конечно же, включить другие варианты, мы обнаружили невероятное, несметное количество переводов. Шла живая работа над текстом, ведь театр — живое дело. Словом, тот текст, с которым мы пришли к премьере, принципиально отличался от исходного. Кстати, у нас очень мало сокращений. Мы достаточно уважительно отнеслись к тексту.

- Как вы репетируете? Можете отрешиться от всего?

 — Так у меня получается, что жизнь участвует в процессе работы над спектаклями. Всё, что происходит со мной и с актёрами. Хотелось бы всё оставить за пределами репетиционного зала, но так никогда не получается. Поэтому я предпочитаю использовать все эти обстоятельства в работе, так или иначе с ними взаимодействовать. Я просто верю в то, что всё получается как нужно. Вскрываются смыслы, не озвученные тобой прежде, жившие где-то глубоко внутри.

- Вы много лет сотрудничаете с художником Александром Шишкиным. Как складываются ваши отношения, как вскрываются смыслы, возникают образы? Убеждена, без стола, свечки, молитвы Клавдия не было бы спектакля. Это едва ли не самая важная точка спектакля.

 — Вначале был просто стол, который в репетиционном процессе вдруг обрёл важное значение, стал иконой, плахой, помостом. Конечно же, здесь сказалось моё пристрастие к функциональной работе с предметом, но, конечно же, этот образ вырос из общей художественной концепции. Мы с Сашей Шишкиным работаем уже очень давно, уже почти и не надо разговаривать, чтобы понять друг друга. Это такое замечательное состояние, обоюдное состояние, когда не нужно стараться объяснять. Ужасное дело — объяснять. Когда мы начинали работу, я сказал ему два слова, из этих слов потом вырос Эльсинор и все образы: ветер и море. И из этого стала развиваться история. Как сделать так, чтобы было ощущение ветра? Отсюда возникают верёвки, звуки, движение. 

- У меня ощущение, что Эльсинор — место под открытым небом.

 — Так и есть. Ветер, море, какая-то природность. Это была задача: вывести всё наружу, не замыкать в четырёх стенах. Когда самолёт, в котором я летел в Копенгаген, шёл на посадку, я увидел датскую равнину, плоскую как стол. В меня это тогда сильно попало, ощущение плоскости, зыбкости, продуваемости. Оно и вошло в спектакль, и Саша замечательно это осуществил. 

- Есть ощущение неуютности, беды, тревоги…

 — Оно должно войти в нас на подсознательном уровне.

- Всё связано в этом спектакле. Очень важно то, что Клавдий до невозможности похож на своего брата. Жалкая тень… И что он по возрасту близок Гамлету и гораздо младше Гертруды. Я не права?

 — Готов подтвердить. Когда мы репетируем, мы проходим очень большой путь, я предлагаю очень много вариантов, а потом останавливаемся на чём-то одном. Одно из направлений — тема сходства с братом. Физического сходства. Конечно, они похожи. И Константин Хабенский на репетициях играл Призрака, пытаясь эту связь как-то реализовать. Но потом мы ушли от этого. Все эти наши пробы прорастают в спектакле, остаются, никуда не уходят. Поэтому важен этюдный метод, разработка сцены, поэтому нужны наши фантазии. Ничего не проходит зря. В какие-то моменты прорастает, остаётся, становится важным и определяющим. 

- Мы совсем не говорим про смыслы, проблемы. Вы хотите говорить об этом или хотите, чтоб зритель сам всё понял?

 — Мне кажется, в спектакле очень внятный посыл, который, может быть, имеет некую мутность из-за невообразимой телевизионной жизни актёров, с которыми я работаю. Мне бы хотелось, чтобы зрители, которые приходят в театр, забывали об этом, как забываю я, когда смотрю на них. Забываю, вижу превосходных театральных актёров, талантливых, переживающих, может быть, так же, как все мы переживаем свою трудную жизнь. Для меня принципиально важно, что это в буквальном смысле одно поколение. Наверное, в других спектаклях были какие-то попытки соединить их по возрасту. Но здесь это важнейший посыл: люди одного возраста, из одной школы, достигшие успеха в жизни и переживающие по-разному этот успех. Каждый выбирает свой путь и так далее. И ещё — очень важен спектакль Николая Акимова, поставленный в 1933 году, спектакль, не принятый, очень быстро закрытый, уничтоженный, в том числе и критикой (См.«Театр», № 2, 2001 — Примеч. ред.)

- Спектакль, в котором главную роль играл Горюнов?

 — Совершенно верно. Горюнов — толстый маленький человек. Спектакль был решён через фарсовую природу, а она действительно есть в Шекспире. В Шекспире очень много смешного, и в спектакле поэтому есть смешные моменты. И это тоже вызвало недовольство прессы. Люди забывают о том, что юмор — необходимая составляющая жизни, а театра тем более. Без фарса, без смеха невозможно почувствовать настоящую трагедию. 
Пресса
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002