ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Русские обрывы

Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Когда открывается мхатовский занавес, первое чувство — изумление. Вместо барского дома, главного места действия русского реалистического романа, перед нами — символическая, белыми террасами спускающаяся вниз конструкция. 

У нее есть вполне бытовое объяснение: просто фасад дома с балконом, верандой и лестницей. Но совсем не бытовое чувство возникает от созерцания белой вертикали, похожей на амфитеатр древнегреческого театра, где развивается сюжет о русских обрывах и страстях (художник Сергей Бархин).

В жизни Адольфа Шапиро, который свой «русский роман» на разных сценах пишет уже давно, обрывы и страсти проявили себя, кажется, в полной мере. Обрыв блистательной истории Рижского молодежного театра, случившийся вместе с концом советской истории в 1992 году, вытолкнул его из Риги, переменил не только театральную, но и личную судьбу. В поставленном им в Городском театре Таллина спектакле «Отцы и дети» тема обрывов тоже присутствует. И тоже связана со страстью.

Так возникает первая и, быть может, важнейшая смысловая конструкция спектакля — русские страсти нерасторжимо связаны с обрывами во всей широте этого понятия. Со стоянием на краю, над пропастью, с «гибельным восторгом», разрывом связей, обрывом истории. ..

Выстроив с помощью Сергея Бархина пространство «Обрыва» как монументальное, «античное», Шапиро предложил взглянуть на русский роман как на сцену трагических страстей и идей. На словах Гончарова — «обрывов много в русской земле» — режиссер строит эстетику и этику проекта.

Ольга Яковлева (Бабушка) входит сюда не только как превосходная актриса, но как важнейшая персона театра Эфроса. Смерть режиссера, конец советского периода русской истории, все «обрывы», которые за этим последовали, перевели ее из ранга звезды первой величины в статус полузабытой актрисы. В компанию к ней он взял не менее знаменитого ее партнера по спектаклю Эфроса «Тартюф» — Станислава Любшина (он играет здесь старого друга дома Тит Нилыча).

Едва ли не впервые за все эти годы Яковлева получила роль, в которой интонации, отголоски ее знаменитых ролей — прежде всего Натальи Петровны из «Месяца в деревне» — обрели совершенно новую аранжировку.

Хрупкая, кокетливая, нервная и грациозная эфросовская Муза оказалась трагической актрисой с огромным диапазоном. В ее устах мудрое предчувствие трагедии, ребяческий страх грозы, женственный шарм в общении с мужчинами, материнская нежность по отношению к внучкам, аристократическая ровность со всеми, гордое презрение к плебеям (сцена, где она обрушивается на Председателя местной управы в исполнении Николая Чиндяйкина, — одна из самых ярких в спектакле).

Она встречает своего внука Райского (Анатолий Белый) на вершине белого амфитеатра, точно трагическая царица. Страдания, очищенные любовью и волей, в равной мере принадлежат как самой Ольге Яковлевой, так и ее персонажу. В финале, когда она рассказывает про свой страшный опыт «падения» гордячке Вере, только что «павшей», вся безнадежность и слава Жизни соединяются в ее слезном монологе. Кстати, еще один «обрыв», восстановленный Шапиро, это приглашение на роль Веры Натальи Кудряшовой, молодой актрисы опального васильевского театра «Школа драматического искусства».

Анатолий Белый играет Райского, гордого, ленивого, жестокого и инфантильного красавца с истовой верой в слепую страсть. Сквозь три часа темпераментных, романтических «пируэтов» и захватывающих поворотов он выходит тихим, просветленным, может быть, опустошенным, но чем-то похожим на Бабушку.

И именно в этот момент становится ясно, что этический центр всего этого усадебного русского мира — Бабушка, прожившая в страстях и нашедшая способ переплавить их в Любовь.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева