ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Красота с двумя антрактами

Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Зал набит, перед входом спрашивают лишний билет (такого ажиотажа, как на ???13?, тем не менее, нет и в помине), в фойе выгуливает себя публика ? и тут становится ясно, что чего-то театру уже удалось добиться. Здесь не было олигархов, политиков и примкнувшей к ним попсы ? на ранг пятизвездочного светского мероприятия мхатовская ?Кабала святош? еще не вышла. Но публика обновилась, появились новые для этого зала персонажи ? крепко и просто сработанные лица, широкие плечи под дорогими пиджаками, конкретные затылки и важно вышагивающие рядом холеные женщины в бриллиантах и чересчур коротких юбках. За последний год МХАТ стал если не главным, то уж, во всяком случае, наиболее информационно раскрученным театром страны, а о ?Кабале? говорили так много, что спектакль, еще не появившись на сцене, стал главной премьерой сезона. Ожидания зрителей он не обманул, а критика получила отличный повод для того, чтобы почесать языки и перья

Публика тоже не осталась внакладе ? такого пышного, красивого, стильного спектакля в Москве не было давно. Эдуард Артемьев написал отличную музыку, Юрий Хариков придумал очень красивые декорации и костюмы. Белые ширмы и пышные белые драпировки, накладные носы, маски, кринолины, шляпы, шпаги, красные каблуки, черные плащи мушкетеров, живое пламя свечей: много простора и света, много изумительно красивых массовых сцен ? и большие проблемы с режиссурой.

Спектакль Адольфа Шапиро воистину бесподобен ? если относиться к нему как к череде сменяющих друг друга картинок. Восхитителен танец черных мушкетеров, размахивающих надетыми на острия шпаг широкополыми шляпами, восхитительна и последняя сцена: финал ?Тартюфа?, заканчивающийся смертью Мольера, поставлен как фантасмагория и морок, танец масок (здесь драматический спектакль начинает походить на балет). Зритель получил красивое зрелище и играющих в нем главные роли любимых артистов. На Табакова в роли Мольера пойдет кто угодно, Ольга Яковлева (здесь она играет Мадлену Бежар) давно превратилась в театральную легенду. После спектакля их проводят овациями, и Мольер-Табаков со свистом перекрестит воздух шпагой ? знай наших, из поединка с пьесой МХАТ вышел победителем! Но это все же сомнительно.

Длинный и тяжеловесный спектакль режиссерски не собран: трудно понять, что играют главные герои, внутренней доминанты в их работах нет. Табаков как всегда обаятелен и органичен (главная профессиональная проблема артиста заключается в том, что любая его роль обречена на бурный успех ? зал будет ему хлопать только за то, что он Табаков), но значительного, одаренного, крупного человека за его героем не видно. Станиславский хотел, чтобы Булгаков превратил Мольера в гения, и автор сопротивлялся этому изо всех сил. Он видел суть пьесы не в противостоянии гения и тирана, а в конфликте человека с государственной машиной, но в спектакле Шапиро акценты сместились. Мольер, маленький, растерянный, сбитый с толку изменой жены и пасынка, не бунтующий, а бессильно и жалко ропщущий, кажется незначительным. А временами ? и пустым.

Табаков ? изумительный артист, может быть, наиболее интересный из ныне живущих. Но для того, чтобы он заиграл в полную силу, необходим не только умный, но и сильный режиссер: актер, как большой корабль ракушками, оброс приемами, штампами и штампиками: у обычного артиста их несколько десятков, у Табакова в десятки раз больше, но дела это не меняет. У жесткого Гинкаса в ?Комнате смеха? Олег Табаков играл гениально. В ?Кабале святош? он все тот же, любимый публикой Табаков: зрители узнают его и радуются. Но подминающей все и вся государственной машиной в спектакле не пахнет (умный артист Андрей Ильин выкроил для себя хорошую роль, сыграв Людовика Великого как всеобщего доброжелателя и благотворителя, этакого абсолютистского Горбачева), и конфликт оказывается мелок. Мольер не попадает под тоталитарный пресс ? он становится жертвой недоброжелателей и семейной измены. У Адольфа Шапиро это не трагический герой, а скорее тяжко страдающий Сганарель (тут пасынок Мольера Захария Муаррон, наставивший отчиму рога, оказывается прав).

Спектакль рождался долго, но сказать, что он вполне готов, еще нельзя. Ольга Яковлева, похоже, не очень понимает, что ей делать в роли старой подруги Мольера, и прячется за своими фирменными, памятными еще по спектаклям Эфроса интонациями, другие актеры справляются со своими персонажами так, как им позволяет профессиональная форма и желание работать.

Андрей Смоляков, умный и тонкий театральный актер, до мельчайших деталей отточил роль угрюмого и галантного дуэлянта д?Орсиньи; Игорь Верник (шулер маркиз де Лесаж) изобразил одетого в парик и кафтан разбитного телеведущего? Каждый сделал то, что смог, а режиссер в спектакле не виден. Даже контрапункты ?Кабалы?, ключевые реплики и проходы идут через пень-колоду, не задавая спектаклю ритм. МХАТ получит свои аншлаги, ?Кабала? будет жить в репертуаре, и, может быть, станет расти ? это свойственно спектаклям Шапиро. Но по гамбургскому счету, знаковый спектакль МХАТа, отнявший у театра много времени и сил, не задался.

Вырваться вперед с одним спектаклем не удалось ? для того, чтобы воссоздать театр, нужна долгая работа, Табакову придется выращивать новый МХАТ так же кропотливо, как он занимался своей студией. Это дело не одного-двух сезонов, а многих лет, и поражений здесь будет не меньше, чем побед.

Ирина Антонова, директор Пушкинского музея:

По моему, это блестящий спектакль. Все его компоненты ? режиссерская работа, свет и актерская игра ? показались мне очень значительными. На занятую в спектакле молодежь было смотреть интересно, но поразили меня Олег Табаков и Ольга Яковлева.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева