ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля

Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
Коллеги-актрисы часто говорят про Ольгу Яковлеву: «счастливица». Действительно, она пришла в театр в счастливое время – «время добрых надежд», время, когда открывались новые театры и обретали звучание новые имена, когда зрительный зал восторженно приветствовал новых драматургов и жаждал на сцене новых лиц. Смена исторических эпох выдала на-гора целую генерацию режиссеров, сценографов, актеров, актрис. Зрители ломились в БДТ, спешили в «Современник» и на Таганку. Уже создавший себе имя в Центральном детском театре Анатолий Эфрос пришел в 1962 году главным режиссером в Театр Ленинского комсомола, где полгода как работала юная выпускница Щукинского училища Ольга Яковлева.

Как вспоминает актриса, первые полгода профессиональной жизни ее никак не вдохновляли: «Мне казалось, что это заведение какое-то скучное, грустное, пыльное, как будто пыли из мешка набросали на декорации, на артистов, на театр… Когда пришел Анатолий Васильевич и начались репетиции, он как-то азбучно начал разговаривать ”что“, ”как“, ”почему“. И театр стал ясен. Ясен, прозрачен, азбучен, светел, ярок, и все встало на свои места и стало понятно». Мастер тоже сразу отметил молодую актрису. Александр Ширвиндт оставил описание, как в Театре Ленинского комсомола шли показы, и Эфрос вдруг подался вперед, глядя на молодую актрису, которую в труппе еще никто толком и не успел разглядеть: «…Дело даже не в том, хорошо или плохо она играла. Просто что-то в ее индивидуальности его заинтересовало».
Встреча с Эфросом создала актрису Ольгу Яковлеву. Но и встреча с Ольгой Яковлевой – первой скрипкой ансамбля – стала для Анатолия Эфроса поворотным пунктом в творчестве. С ней в его режиссуру вошла высокая литература – Чехов, Гоголь, Шекспир, Мольер, Тургенев. Она стала его Ниной Заречной и Джульеттой, Ириной и Агафьей Тихоновной, Лизой Хохлаковой и Натальей Петровной, Машей и Жозефиной Богарнэ, Настей и Селименой.
Актриса-мастер, Ольга Яковлева умела блистательно играть с «платьем роли», давая возможность рассмотреть все фестончики и кружавчики эпохи и стиля, все розетки, кружева и подробности характерности, и была блистательна в комедийных ролях. Но умела и другое. Как писал Лев Толстой об Анне Карениной, «платье было только рамкой, а была видна только она, простая, естественная, изящная». Ее героини обезоруживали какой-то беззащитной женской прелестью, радостной открытостью, с какой они шли навстречу судьбе.
Порхала на балу Джульетта, сомнамбулически грезила Агафья Тихоновна, летала на инвалидном кресле бесенок Lize, Наталья Петровна так радовалась воздушному змею, а Жозефина так кокетливо-участливо разговаривала со своим императором… Тень сторожащего несчастья казалась особенно неуместной и оскорбительной рядом с этими солнечными, этими полными сил и чувств женщинами, созданными для любви и нежности. Ее героини не умели гнуться, приспосабливаться, изменять. Слишком хрупкие для грубого мира, они казались птицами, залетевшими в чужую землю, в чужое небо.
Критики писали о неподдельности жизни в обстоятельствах роли, об эмоциональности, силе и строгости рисунка образа. Писали о поразительном соединении чистоты и страстности в ее героинях, а главное – о том, что ее героини всегда оказывались центром и камертоном любой постановки Анатолия Эфроса.
Когда Станиславского упрекали в том, что он легко разочаровывается в прежде любимых исполнителях и все время ищет новые индивидуальности, он возражал: «А Москвин? К нему я никогда не остывал и не разочаровывался!» Анатолий Эфрос мог на аналогичные упреки назвать имя Ольги Яковлевой.
Вместе с группой актеров-единомышленников она перешла за своим мастером из Театра Ленинского комсомола в Театр на Малой Бронной. Когда Анатолий Эфрос ушел из Бронной на Таганку, то забрал ее с собой.
После скоропостижной смерти «главного режиссера своей жизни» Ольга Яковлева ушла из театра и уехала из страны. Четыре года она жила и работала во Франции и вернулась оттуда по приглашению Андрея Гончарова, возобновившего в Маяковке спектакль Эфроса «Наполеон Первый» Брукнера. Ее партнером в спектакле стал Михаил Филиппов.
Как вспоминает Ольга Яковлева, ей на собственном опыте пришлось убедиться в правоте поговорки «Не потеряешь – не оценишь»: «Я была уверена, что любой режиссер способен делать то же, что и Эфрос. Я до него не работала с другими. Мне было не с кем сравнивать – ни его способы, ни его методы, ни его показы».
В отсутствие мастера ей пришлось осваивать трудную науку самостоятельного плавания: «Опыт воспитывает мужество и волю. Но вот ты встречаешься с незнакомым режиссером – и вот, бывает, все молчит. Даже интуиция молчит, и это страшно».
Счастливо сложилось ее сотрудничество с Адольфом Шапиро, в спектаклях которого она сыграла свои лучшие роли последних лет: Софья Коломийцева в «Последних», Бабушка в «Обрыве». В Cофье Коломийцевой, сыгранной на сцене «Табакерки» в счастливом партнерстве с Олегом Табаковым – Коломийцевым, тема обреченной женственности – постоянная тема актрисы – обрела новые обертона.
С 2004 года Ольга Яковлева – в труппе МХТ им. Чехова, где переиграла много ролей, создав целую галерею женщин-хозяек разрушающегося дома, который они отчаянно пытаются сохранить. В Татьяне Марковне Бережковой из «Обрыва» ожил тот образ русской женщины, про которую мы только читали у классиков. К ней удивительно подходит описание жены декабриста из неоконченного романа Льва Толстого «Декабристы»: «Нельзя было себе представить ее иначе, как окруженную почтением и всеми удобствами жизни. Чтоб она когда-нибудь была голодна и ела бы жадно, или чтобы на ней было грязное белье, или чтобы она спотыкнулась, или забыла бы высморкаться – этого не могло с ней случиться. Это было физически невозможно. Отчего это так было – не знаю, но всякое ее движение было величавость, грация, милость для всех тех, которые могли пользоваться ее видом…» Прекрасные большие глаза Татьяны Марковны, кажется, видят всех насквозь. Как легко умеет она обласкать и направить оказавшегося рядом человека в несчастье. Как умеет одернуть распоясавшегося начальника губернии. С какой нежной снисходительностью, любовью и тревогой смотрит на обожаемых внучек. Пока есть такая Бабушка, стоит дом, сохраняются чин и лад жизни, и кажется, любое несчастье могут отвести эти руки. Адольф Шапиро поставил спектакль о стойкости души, о нервущейся пряже родства, связующего века нынешний и минувший. 
Ольга Яковлева, прима Анатолия Эфроса, и сейчас приносит на сцену долгий свет этики, гармонии и силы его театра.

Статья опубликована в журнале „Театральная афиша“ № 3, 2016 г.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева