ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ

Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Поставленная Адольфом Шапиро в театре Олега Табакова пьеса Горького «Последние» — это старомодный грохочущий театр звезд, однако это сильная и острая работа, которая заставляет задуматься о сегодняшнем дне России. Параллель с сегодняшним днем просто неминуема, так как пьеса буревестника революции Горького говорит о разломе общества, который характерен для сегодняшней России также как и в начале прошлого столетия. На сцене семья большого полицейского начальника, где у седовласого с лицом алкоголика отца семейства из рук ускользает власть. Это картина допутинской России и нет ничего удивительного, если сыгранный Олегом Табаковым Иван Коломийцев напоминает публике Ельцина. Актер явно подчеркивает в образе Коломийцева российскую патриархальную ментальность, которая была свойственная российскому лидеру последних десяти лет. Шапиро можно считать провидцем, который в своей довольно старой, пятилетней давности постановке предвестил падение патриархально мыслящего человека.

Шапиро задает темп спектакля музыкой духового оркестра. Музыканты одеты в форму жандармов. Мундир на сцене составляет неразрывную часть в жизни семьи. У отца на груди ордена, зять и сын носят мундиры. Это общество в жандармской форме, которое борется с террористами, находящимися за сценой.

Описанная Горьким норма, куда входят взятничество и насилие, реализуется на сцене в репликах, в человеческих взаимоотношениях и в зрительском восприятии. 

В одном углу — знакомые рамки с фотографиями из легендарного спектакля Драмтеатра «Три сестры» (художник Март Китаев), вся же сцена заполнена всевозможным хламом, который не позволяет ни сесть, ни ступить.

Железная сила движет историю семьи Коломийцевых, где многие сегодняшние беды являются последствиями сделанных в прошлом ошибок. Это история приспособленчества, где люди сделали выбор между плохим и очень плохим. 

Суперзвезда Ольга Яковлева, играющая Софью Коломийцеву, по роли способная, но плачущая, не смогшая ничего изменить в положении, где муж разрушает семью и размываются нравственные устои детей. Сын Александр (Андрей Смоляков) и дочь Надя (Надежда Тимохина) уже столкнулись с безнравственностью общества. На судьбе молодых Петра (Сергей Безруков) и Веры (Марианна Шульц) Горький прослеживает их формирование и мятеж против лживого общества. История падения молодых у Шапиро развивается спокойно, занимая свою роль в драматическом действии пьесы.

Шапиро не идеализирует молодежь. Их мятеж ничего не меняет, поскольку хватка жандармского общества сильна. Единственно веселым остается отчаянный танец участников на сцене на фоне духовой музыки.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева