ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Старомодная трагедия

Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Последняя пьеса Артура Миллера появилась в репертуаре московского театра с ведома автора. Репетиции шли еще при жизни американского классика, и премьера планировалась до Нового года. Однако поменялся исполнитель главной роли: вместо Эммануила Виторгана героя пьесы Лимэна Фельта сыграл в конечном счете Валерий Баринов. Миллер скончался примерно за месяц до московской премьеры, так и не узнав, чем кончилось дело. Между тем этого спектакля он ждал. Когда-то режиссер Андрей Гончаров поставил еще в Театре на Спартаковской миллеровскую пьесу «Вид с моста». Спектакль имел большой успех, и драматург дважды приезжал в СССР смотреть его. Теперь, когда ему сообщили, что пьеса «Спуск с горы Морган» репетируется в театре, которым более 30 лет руководил запомнившийся ему режиссер, патриарх увидел в этом некий знак судьбы.

Эта пьеса — сочинение своего рода итоговое. Автора «Смерти коммивояжера» или «Цены» выдает в ней более всего классически совершенная драматургическая форма. Впрочем, миллеровская тема жизни, которую никому не дано переписать заново и без помарок, здесь тоже есть. Но, написанная очень старым человеком, эта пьеса имеет отчетливые признаки усталости, растерянности и откровенного сантимента. Немолодой герой едет на машине по обледенелой горе и попадает в автокатастрофу. Мы застаем его в больнице, где наяву и в бреду Лимэн Фельт восстанавливает перед нами картину собственной жизни. А жизнь этого полуеврея-полуалбанца выстроена по американскому образцу “self-made man”: успешный бизнес, неослабевающие с годами энергия и жажда жизни. Здесь, в дверях больничной палаты, пересекаются, наконец, две линии его мужского существования. Ситуация почти водевильная: встречаются две жены, не подозревавшие о существовании друг друга, — старая, нью-йоркская, и молодая, из города, где они с Фельтом держат страховой бизнес. С одной, с Теодорой, которую играет Ольга Яковлева, у Фельта взрослая дочь (Екатерина Стулова), а с другой, Ли - Еленой Шевченко, имеется малолетний сын, который на сцене не появляется. Пока жены выясняют свои взаимоотношения, зрителю есть над чем посмеяться. Но смех короток и невесел, ибо Фельт, пребывая в ситуации «лев зимой» и одновременно находясь на границе между жизнью и смертью, не хочет расставаться ни с одной из своих любовей. Ему необходимы обе, он, вопреки рассудку, возрасту и только что произошедшему несчастью, ощущает в себе силы любить обеих. Одна из самых важных сцен пьесы — воспоминание о сафари. Тот самый лев, но не фигуральный, настоящий, подошел слишком близко, а герой не убегает, напротив, словно загипнотизированный внезапным чувством родства с красивым и сильным зверем, кричит ему о своих нерастраченных возможностях и желаниях. Мужская жизнь Артура Миллера (если обратиться к его биографии) словно переписана им самим в этой пьесе наново. Фельт — его антипод, тот мужчина, каким не стал сам великий писатель, сублимировавший всю свою жизненную энергию в сочинение историй для сцены и экрана.

Тот факт, что главную роль в постановке Леонида Хейфеца сыграл именно Валерий Баринов, можно считать счастливым для спектакля обстоятельством. Артист редкой в нынешнем театре органики, уникальной правдивости чувств, он подарил эти качества своему герою. И сам при этом раскрылся с неожиданной стороны, ибо играть столь мощное мужское начало ему еще не доводилось. Нет, американца из него не вышло. Российская удаль, отечественный нерегламентированный темперамент — всего этого, кажется, даже многовато для Миллера. Зато — в самый раз для Театра им. Маяковского, чьи завсегдатаи, наверное, еще помнят русского Уильямса, знаменитый гончаровский"Трамвай «Желание». Спектакль Л. Хейфеца старомоден, как, вероятно, и последняя пьеса Артура Миллера. Но присутствие в нем В. Баринова, Е. Шевченко, весьма точно и искренне играющей Ли, а главное, фирменной игры Ольги Яковлевой дает свой сюжет, развивающийся как бы поверх авторского. Рисунок Яковлевой узнаваем для тех, кто воспитан на ее работах. Эта прямая спина, отважно скрывающая внутренний слом, эта беззащитная, хрупкая женская сила, эти кружева эмоций, этот безупречный западный лоск, насквозь пропитанный русским надрывом… Все это надо смотреть как раз не знатокам, чтобы поймать шелест нездешних, ненынешних театральных «одежд». Где и у кого еще его поймаешь?

«Спуск с горы Морган» — нечто вроде старомодной трагедии, в которой в отличие от другой недавней премьеры Театра Маяковского, «Старомодной комедии» А. Арбузова, гораздо больше искреннего доверия к избранному жанру.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева