ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Преимущества слабости

Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Премьеру «Спуска с горы Морган» театру пришлось просрочить: актер Эммануил Виторган в самый ответственный момент отказался играть роль главного героя, Лимэна Фельта. Возможно, ему разонравился персонаж, который две трети времени проводит в больничной койке. Возможно, ему не пришлась по вкусу режиссерская партитура Леонида Хейфеца, нашедшего в пьесе не один, а несколько центров внимания. Женщины, жившие с Фельтом и приходящие к нему в больницу (Теодора — Ольга Яковлева, Ли - Елена Шевченко), оказались равноправными с ним театральными существами, а такой обиды не может вынести ни один актер, считающий себя наследником эпохи романтизма. Возможно, свою роль сыграли житейские, куда менее интересные причины.

Ища замену Виторгану, режиссер не прогадал: он пригласил в спектакль Валерия Баринова, артиста особой и замечательной породы. В игре Баринова прекрасным образом соединяются надежная мужицкая крепость, тонкость чувств и инстинкт верности предмету. Этот актер почти не заботится о том, насколько он импозантен; ему важна правильность, твердая последовательность сценической жизни: мой герой сделал то-то и то-то, следовательно, в наступающей сцене он должен вести себя так-то и так-то. Иначе ничего не получится. В спектаклях Малого театра, в «Скрипке Ротшильда», которую Кама Гинкас поставил на сцене МТЮЗа, в нынешней постановке Хейфеца актер прежде всего ищет основу: что и ради чего я играю? Главное свойство его игры — основательность.

Вероятно, искусство режиссуры приходится сродни ткачеству: сначала нужно выбрать и натянуть на станок основу, потом уже плести узоры. Роль Теодоры Фельт, жены Лимана, пришедшей в больницу и узнающей, что у ее законного мужа имеется какая-то вторая жена, играет Ольга Яковлева. Ее игру следовало бы описать подробно, задерживаясь на изгибах сюжета и уговаривая читателя принять в расчет нюансы: это в высшей степени тонкая работа. Однако же сказать, что актриса играет сильно, властно и пр., было бы неправдой. Она играет узорчато, а это совсем иное дело.

Пьеса «Спуск с горы Морган» написана очень старым, изнемогающим человеком. Автор первым готов признать, что его время прошло, что силы уже совсем не те и все возможные триумфы остались позади (со времен легендарной «Смерти коммивояжера» прошло как-никак 55 лет), но и писать, и жить ему все еще хочется. Миллер пускает в ход вполне естественный прием: состояние упадка становится у него основной темой драмы. Борьба со смертью, а также поступки и переживания окружающих — сюжетом; напоследок Миллер не отказывает себе в удовольствии сказать всем окружающим, что он о них думает. Лимэна Фельта нельзя назвать автопортретом Миллера; этот персонаж и задумывался как человек, едва ли не во всем противоположный драматургу. Фокус в том, что, оставаясь наедине со смертью, люди поневоле начинают походить друг на друга.

Сопереживать уходящим — великое искусство. Обычно этот дар дается женщинам, и именно о них Осип Мандельштам писал в последних воронежских стихах: …Каждый шаг их - гулкое рыданье,/ Сопровождать воскресших и впервые/ Приветствовать умерших — их призванье. В современном русском театре есть только одна актриса, которой эти строки могут прийтись впору: Ольга Яковлева. Текущее театральное время не находит возможности воспользоваться ее даром трагедиантки. Леонид Хейфец искренне старался поставить «Спуск с горы Морган» как трагедию, и столь же искренне спутал трагизм с безысходностью, очень ему понятной. Его спектакль можно назвать умным и тонким, но никак не сильным. Художник Сергей Бархин лишь подтвердил чувства режиссера: жизнь кончается; это ее естественное свойство. Хорошие люди умирают реже, чем плохие, просто потому, что их меньше. Ни те, ни другие умирать не хотят. Отсюда задача Теодоры-Яковлевой: оттянуть финал любыми ухищрениями. Артуру Миллеру тоже ведь не сладко приходится — его жалко, себя жалко, да и всех прочих тоже. Десять лет назад Яковлева в спектакле «Последние» (Театр п/р. Олега Табакова), выговорила все напрямую: о, Боже, как страшна жизнь, а потом еще смерть — ЗА ЧТО? Все прочие вопросы разбегаются по сторонам. Если ты трагическая актриса, то больше спрашивать не о чем. Но именно вопросом «за что?» Артур Миллер старается не задаваться.

Дар голоса — последнее, что умирает в актерах. В голосе Ольги Яковлевой есть удивительная, малознакомая нынешнему миру чистота и текучесть гласных: как они переливаются, как находят опору в воздухе, как играют меж собою — это сплошное волшебство, которое вряд ли будет по достоинству оценено зрителями. В текущем сезоне актриса переходит из Театра имени Маяковского в Художественный; можно надеяться, что в полную силу она еще что-нибудь сыграет.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева