ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

На пределе и за ним

Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
Прежде чем что-либо сказать про «Воскресение» братьев Пресняковых, два слова о «Воскресении» Льва Николаевича Толстого. В легкомысленном стиле уже упомянутых братьев это — два исторических анекдота.

Анекдот № 1. Когда Льва Толстого спросили, о чем его роман «Анна Каренина», он сказал, что для того, чтобы рассказать о чем, пришлось бы прочитать вслух весь роман (в другом пересказе Лев Толстой будто бы сказал одному немецкому газетчику, что «Анну Каренину» никак нельзя пересказать ни коротко, ни по-немецки").

Анекдот № 2. Тот же самый Толстой, более или менее соответствующий реальному графу-писателю, на вопрос о том, отчего он перестал писать романы, отвечал так: «С тех пор как меня перестало интересовать, что господин такой-то влюбился в госпожу такую-то, я романов не сочиняю».

Когда-то во МХАТе совершенно серьезно отнеслись к замечанию из анекдота № 1 и потому спектакль по роману Толстого «Анна Каренина» длился ненамного меньше, нежели требуется времени для беглого прочтения романа. Прежде того, в 1930-м, с тою же основательностью отнеслись в театре к роману «Воскресение». Это и был спектакль-роман, в котором Василий Иванович Качалов читал «от автора», а Книппер-Чехова сыграла графиню Чарскую. Владлен Давыдов вспоминает, как играл в этом великом спектакле Немировича-Данченко бессловесную роль лакея графини Чарской и выносил на подносе визитную карточку. Книппер-Чехова ему говорила: «Ну, это прескучный господин, я приму его после». И лакей уходил. Затем выходил снова, опять молча и приносил на серебряном подносике письмо. Потом еще вывозил на столике чай. Спустя годы он стал играть роль «от автора», одну из главных.

Сохранились многочисленные воспоминания о том, как играла Катюшу Маслову Ксения Еланская. Ее трагический даже не крик, а вопль в финале сцены в суде: «Не виновата я, не виновата!», заставлявший зал содрогнуться (потом этот крик был комически обыгран в «Бриллиантовой руке»).

Понятно, что может автор подобного предуведомления сказать далее. Ну, в целом, не стану идти поперек ожиданий: в пьесе братьев Пресняковых (написанной по заказу Московского театра п/р Олега Табакова, о чем сообщается в программке) нет и намека на «соответствие», авторы меньше всего думали о том, чтобы у зрителей сложилось более или менее полное впечатление от прочитанного или непрочитанного романа. Самые модные, вероятно, драматурги нашего времени «по Л. Н. Толстому» написали свое собственное сочинение под названием «Воскресение. Супер». Поставил его не менее модный режиссер Юрий Бутусов. Впрочем, ни к нему, ни к самим братьям никакого предубеждения у автора этих заметок нет. Модный — не всегда плохой.

В спектакле Бутусова с самых первых, как говорится, строк подкупает серьезность. Ему интересен Нехлюдов, которого у Табакова играет Виталий Егоров. И Егорову, ставшему в «Табакерке» своего рода специалистом по лучшим людям классической русской и русской советской литературы (он сыграл здесь и Мышкина, и Голубкова в булгаковском «Беге»), — он интересен. Он отдается эмоции, переживанию своего страдающего, ищущего героя.

Другое дело что Пресняковы написали совсем другую историю или сюжет. Впрочем, нет: ни сюжета, ни истории в их «Воскресении?» как раз нет. Нет и любви в их пьесе. Имеется страсть, сродни помутнению разума, не знающая перепадов, всегда — взвинченная до предела. Герой этой пьесы, тоже Нехлюдов, ищет не смысла жизни, не покаяния, а точки приложения своей бешеной, через край бьющей энергии. 

Любопытно, что новизна и даже некоторая неожиданность материала мало что добавляет к тому, что мы знали уже о любимых или просто известных актерах: Сергей Беляев — как всегда, чертовски обаятелен в роли князя Корчагина, милого увальня-славянофила: англичане у него — грязные шахтеры, немцы — тоже какие-то грязные, все — грязные, одни только русские — чистые хлебопашцы. Смешно, особенно в нынешнем новопатриотическом «ключе». Марианна Шульц — на грани фола, карикатура на восторженных салонных Merriette (кому еще в «Табакерке» можно было доверить сыграть такой острый шарж?!).

Лучшие роли сыграны на двух эмоциональных полюсах, «по краям»: на пределе шаржа и типажности играет Начальника тюрьмы и Доктора Михаил Хомяков (он играет совсем уже не толстовского, а почти что набоковского тюремного предводителя, смешно и одновременно трагически-безысходно) и, пожалуй, единственный в этом спектакле трагический «выход» — у Дмитрия Куличкова в роли арестанта Меньшова. Того, что убил гармонью собственную жену и теперь умоляет Нехлюдова похлопотать о возвращении ему его гармони, без которой не может жить и которая проходит по его делу как вещественная улика?

Нельзя сказать, что вышел какой-то плохой или неудачный спектакль. Скорее, хороший, серьезный, даже увлекательный, но, конечно, о других людях. Как во всякой обыкновенной «новой драме», здесь фрагменты не связаны между собой, так что пьеса представляет собою набор сцен, в каждой из которых герой дается в ситуации надрыва, максимума, всегда — кульминации. В ней нет того, чего ради писались романы, — движения и развития. Нет перемены, что, собственно, и интересно в истории, описанной Толстым, у которого перемена приводит к преображению героя. Этого нет ни в игре Виталия Егорова, ни, вероятно, в пьесе Пресняковых.
Пресса
Актеры МХТ имени Чехова: Приезжаем в Саратов как к себе домой, Екатерина Середавина, Комсомольская правда (Саратов), 24.02.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
«Из таких вырастают Гамлеты», Новая газета, 1.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Грешите!, Артур Соломонов, Известия, 31.05.2005
ЧЕМОДАН ДЕНЕГ ИМ НЕ ПОМОГ, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 27.05.2005
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, 24.01.2005
И правда — «Супер», Елена Груева, Ваш досуг, 17.09.2004
На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
На графских развалинах, Ирина Алпатова, Культура, 15.09.2004
Безнадежно Толстой, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 13.09.2004
Отечество дыма, Елена Дьякова, Новая Газета, 13.09.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
«От четверга до четверга» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, 02.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер