ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Голливуд в «Табакерке»

, 31.05.2005
Надо признать, «Табакерка» в этом сезоне выглядит непривычно бледно. Спектакли, конечно же, выходят один за другим, но все какие-то случайные, необязательные. Чуть лучше, чуть хуже, а в памяти не удерживаются. Словом, ни одного мало-мальски заметного события у них пока так и не случилось. Последняя премьера этого сезона по пьесе американского драматурга (он же актер и режиссер) Филипса Дж. Барри «Блюз Толстяка Фредди» тем более ни на какие высокие слова претендовать не могла просто по определению. Такие вещи ставятся для кассы, а критики, небрежно отворачиваясь, говорят о них: ну, это так, коммерческий пустячок. Коммерчески успешной эта пьеса будет несомненно, а вот со словом «пустячок» театр, похоже, решил поспорить.

Режиссер Андрей Дрознин (имя в московских театральных кругах не слишком раскрученное, что называется, не у всех на слуху) взялся доказать, что легкий жанр и попса — разные вещи, а коммерческое искусство может (и даже должно) быть искусством. И тот, кто скажет, что он ломится здесь в открытую дверь, будет не прав. Мысль сама по себе банальная, соглашусь, а подтверждений ее очевидности не так уж и много. Не сразу и вспомнишь, примеров — по пальцам перечесть. А Дрознин умудрился глуповато-пошлую ситуацию представить не пошло, не глупо и, что уже совсем удивительно, с неким посланием в зал, то есть с моралью. Мораль, конечно же, типично американская, но и она нам сейчас вполне ко двору.

В центре сюжета молодой человек по имени Расс (Игорь Петров), за которого бьются две женщины — его жена Дженни (Ольга Красько) и бывшая возлюбленная Диана (Дарья Калмыкова). На стороне Дианы ее папа, богач и мафиози Фредди (Михаил Хомяков), и он не жалеет денег для счастья дочери. Полмиллиона предлагает сначала Расу, потом его жене за развод, а в конце концов уговаривает всю троицу взять деньги, поделить на троих и не расставаться. История, сами видите, анекдотическая, антрепризами и так и эдак растиражированная, как играть — известно. Форсированный голос, активная мимика, нарочито сексуальные телодвижения — и смех (а за ним и касса) обеспечен.

Дрознин поступил иначе. Действие в пьесе Барри происходит в 1952 году, а герой работает в кинотеатре, фильмы людям показывает, оттого, наверное, режиссер выбрал стилистику старого голливудского кино. В котором самое главное что? Правильно, хороший конец. «Не надо думать о жизни, надо жить» — вот кредо Фредди, бывшего когда-то толстяком, а ныне изрядно похудевшего от неизлечимой болезни. У него усики Марлона Брандо и пистолеты во всевозможных потайных местах. Михаил Хомяков играет его замечательно — остроумно, зажигательно, а главное, нежно. Не подводят и партнеры, особенно женщины, сумевшие в почти эстрадной ситуации найти какие-то совсем простые человеческие реакции. В пошловатом анекдоте, рассказанном «Табакеркой», есть чистота, как это ни странно. И доброта, и любовь к людям со всеми их слабостями, что уже не так удивительно, если вспомнить о Голливуде, режиссерскую стилистику определяющем. Хорошо известно, что «фабрика грез» своими сказками спасала страну от послевоенной депрессии. И в самом деле, человек, черт возьми, должен быть счастлив. Разве это не правильный для всех нас лозунг?
Пресса
Актеры МХТ имени Чехова: Приезжаем в Саратов как к себе домой, Екатерина Середавина, Комсомольская правда (Саратов), 24.02.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
«Из таких вырастают Гамлеты», Новая газета, 1.03.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Грешите!, Артур Соломонов, Известия, 31.05.2005
ЧЕМОДАН ДЕНЕГ ИМ НЕ ПОМОГ, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 27.05.2005
САМЫЙ МОЛОДОЙ «МУДРЕЦ», Павел Константинов, Вечерняя Москва, 24.01.2005
И правда — «Супер», Елена Груева, Ваш досуг, 17.09.2004
На пределе и за ним, Григорий Заславский, Независимая газета, 16.09.2004
На графских развалинах, Ирина Алпатова, Культура, 15.09.2004
Безнадежно Толстой, Петр Кузьменко, Вечерняя Москва, 13.09.2004
Отечество дыма, Елена Дьякова, Новая Газета, 13.09.2004
Табаков открыл сезон в подвале, Мария Львова, Вечерний клуб, 10.09.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
«От четверга до четверга» в театре Табакова, Александр Вислов, Театральная афиша, 02.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
НЕГАТИВЫ СОХРАНЯЮТСЯ?, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.1998
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Но умный человек не может быть не плутом, Ирина Алпатова, Культура, 22.01.1998
МОЛОДЫМ ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО «ПЕПСИ»?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.12.1997
Психушка в «Табакерке», Вадим Михалев, Век, 2.02.1996
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер