ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Пароход назвали «Вассой»

Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
16 пароходных труб на сцене, а про пароходы и доходы от них — почти ни слова. Зато много воды, процедур с ней и много горя. Горе от Горького Максима. Такой представлена на сцене Художественного театра «Васса Железнова», второй вариант знаменитой пьесы 1910 года. Режиссер — Лев Эренбург, приглашенный в МХТ из Питера.

Занавес открывается, и зал на коллективном выдохе аплодирует. Есть чему — сцена наклонена к зрителю коробельной палубой, а 16 черных пароходных труб вертикально режут тревожное голубое пространство. Эффектно, ничего не скажешь. Из мебели только кресло, и тяжелая люстра спускается вся в подвесках. Лохматый мальчишка то ли с перепоя, то ли спросонья оперся о трубу. Служанка с ночными горшками на вытянутых руках и отвращением на физиономии. И уж совсем пьяный в лоскуты господин в богатой шубе — его штормит от трубы к трубе. Так начинается утро в семействе Вассы Железновой, владелицы пароходов.

Работа художника удивляет и дальше — из трюма, как на лифте, поднимается ванна с голым мужчиной в мыле. Хозяин — капитан Железнов (Сергей Колесников) — заботится о чистоте плоти: трет, моет, фыркает. Водные процедуры, начавшиеся в первом акте, с успехом продолжатся во втором — в баньке паром поддают и в прорубь ныряют.

Вспомним Горького, писавшего о бесконечной борьбе человеческого духа героев со своей плотью. Судя по спектаклю Льва Эренбурга, вся пьеса сведена к этой борьбе. Страстной, беспощадной и проигранной. Плотское российского семейства ужасает с самого первого утра: сценическое похмелье забавно, как всякая подобная сцена.

Дальше — больше: глава семейства влезает в петлю, срывается, глушит коньяк, давится им, хрипит… наконец кончается от сердечного приступа. Девочки его во втором акте напьются, и тоже все это будет выглядеть неэстетично, физиологично как совсем некрасиво задирание подолов, выставление задов и совокупления… Бр-р-р… Не нравится? Думаете, в жизни по-другому? В тот день, когда в МХТ давали премьеру, вся Россия содрогнулась, посмотрев в Интернете, как 16-летние пацаны из Иркутской области ногами избивали 73-летнюю учительницу физкультуры, и это выглядело куда отвратительнее. Так что крутить носом и искать сегодня в театре чистенькую жизнь могут только очень наивные или очень сытые люди. Тем более что режиссер Эренбург в своей прошлой жизни 12 лет работал врачом «скорой помощи» — всякое видел, знает цену человеческой природе.

 — Жизнь человеческого духа сильнее всего проявляется через жизнь человеческого тела, — утверждает он. И, похоже, в своих сценических деяниях не отступает от этого ни на шаг. А понравится это или нет — не его проблема.

И вот сама Васса Борисовна. Женщина дородная, сильная и у Эренбурга, явно вызывающая симпатию с сочувствием. Трагическая фигура, на которой паразитируют все: секретарь обирает, дети не любят, муж прожигает нажитое не им. Трагическую фигуру играет актриса с ярким комическим началом — Марина Голуб. И в этом вся интрига. Идут в первую очередь на нее. Голуб удивляет — свой яркий темперамент жестоко подавила. Она напрягает — нет-нет да и прорвутся знакомые нотки. Она поражает — с какими подробностями передает состояние своей героини, особенно предсмертное. Но главное — нашла слабость сильной личности, вызывающую к ней, а не к другим сочувствие. 

Этот большой спектакль пока только начинает набирать дыхание, актерам в страстях, доведенных до высшего градуса, сложно и не справляясь с накалом, актеры много кричат. Если первый акт цельный, то второй дробится,и между первой и финальной сценой имеет серьезный провис. Из других работ, про которые можно уверенно сказать «состоялись», пока две — Янина Колесниченко в роли Анны и Сергей Колесников в роли капитана Железнова.
Пресса
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003