ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Оптимистическая трагедия

Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003
Во МХАТе им. А. Чехова состоялась премьера спектакля «Скрипка и немножко нервно» Светланы Савиной. Это из разряда тех новых пьес, которые так настойчиво ищет театр, желая отобразить жизнь как она есть.

Светлана Савина ни в каких литературных институтах не училась, в драматургических мастерских не практиковалась. Просто жила себе в далеком южном городе и работала администратором в гостинице. Написав пьесу, сумела сама передать ее Олегу Табакову. Тот пьесу прочел, и вот вам — готовый спектакль. Но обнадеживающая история о неупущенных жизненных возможностях касается автора пьесы, а не ее героев. Герои Светланы Савиной — люди совершенно другой судьбы.
В семье, о которой рассказывает пьеса, заправляет всем мать (Наталья Кочетова). Она держит в узде весь дом, своего мужа (Евгений Киндинов), который живет на кухне, и с ним никто не считается. Он ходит шаркающей походкой в опущенной головой, выглядит забитым и робким. Мать держит в узде и троих своих взрослых детей. Старший сын (Виталий Егоров), ему уже тридцать пять лет, и он тоже — тряпка, о которую вытирают ноги, несамостоятельный и подавленный. Он любит играть на скрипке, но эта его страсть матерью никогда не принималась в расчет. Она добилась, чтобы сын получил «нормальную работу», поэтому он и служит бухгалтером, хотя к своей работе относится как к каторге. Старшая дочь (Яна Колесниченко), которой двадцать пять, тоже по-своему не состоялась. Она разыгрывает перед домашними спектакль, ежедневно покупая букеты цветов и рассказывая, что ей их дарит любимый мужчина. Младшая (Юлия Шарикова) влюбилась в заезжего барабанщика (Эдуард Чекмазов), но мать заставляет ее выйти замуж за более солидного и обеспеченного Квартиранта (Дмитрий Куличков). Он поначалу кажется невесте сильным и надежным, но оказывается последним подонком, который из ревности жестоко избивает ее прямо в день свадьбы.
Проблемы этой семьи — в материнском деспотизме, в женской властности, которая лишает детей индивидуальности, не дает им принимать самостоятельные решения, обрезает крылья. Поэтому их жизни складываются катастрофически плохо. Старший сын уходит из дома, спивается и превращается в бомжа. Старшая дочь так и не находит близкого человека и остается одинокой. Младшая, бросив своего надежного и сильного мужа, возвращается к барабанщику. Но барабанщик тоже почему-то спивается. Отец попадает в психиатрическую больницу. Он, пожалуй, единственный, кто все-таки в итоге решается на самостоятельный поступок, заводит роман с очень милой, смешной и тоже одинокой бухгалтершей (Елена Лемешко) и таким образом мстит своей жене за многолетние унижения и издевательства.
По жанру эта пьеса — комедия. Поэтому, несмотря на всю безнадежность самой истории, драматизм судьбы каждого из персонажей, она не создает на сцене мрачного, надсадного зрелища. Режиссер Александр Марин ставит «нервно», но все время помнит о комедийных возможностях пьесы. Поэтому ведет ее легко, словно играючи, не избегает шаржированных эпизодов, легких карикатур, делая героев обаятельными и смешными. Актеры подхватывают тон этой мажорной комедийной игры, внося в действие разнообразие и богатство эмоций. Вообще, это спектакль скорее веселый и даже легкомысленный, чем грустный и серьезный, несмотря на всю глубину затронутой здесь темы. Эта тема — женского деспотизма — звучит здесь как предостережение и как повод для раздумий о том, как и почему люди совершают в жизни ошибки, за которые приходится расплачиваться их детям. Фатальность этих ошибок еще не говорит о фатальности самой жизни, потому что в ней возможно все. Как грустное, так и веселое, как безнадежное, так и счастливое. Вот эту игру жизненными возможностями и предлагает Александр Марин в новой комедии. 
Пресса
Верю Коле, Алику и др., Лариса Каневская, Мнение, 18.06.2017
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
Пароход назвали «Вассой», Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2010
«Васса Железнова» в МХТ — царство мрачного матриархата, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Культура», 23.03.2010
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
В Москву, в Москву!.., Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Неизвестная из Туапсе, Даль Орлов, Родная газета, 26.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Оптимистическая трагедия, Полина Богданова, Новые известия, 29.10.2003