ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Обрыв» стал связью

Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Готовясь к грядущему в следующем году 200-летию со дня рождения Ивана Гончарова, МХТ имени Чехова выпустил спектакль по его роману «Обрыв». Побывав на нем, АЛЛА ШЕНДЕРОВА с удивлением обнаружила, что традиции русского психологического театра все еще живы.

Поставить в театре роман Гончарова — дело обреченное. Во-первых, как справедливо замечает режиссер и автор инсценировки Адольф Шапиро, спектаклей по 600-страничному «Обрыву» можно сделать столько, сколько в нем главных героев. Во-вторых, такое подробное психологическое письмо на язык театра переводится с трудом, особенно сегодня, когда психология в театре так и норовит обернуться дурной симуляцией — «психоложеством». Недаром лет пять назад таким бешеным успехом пользовался «Облом off» — постмодернистский спектакль Михаила Угарова, которому удалось пересказать роман языком современной новой драмы.

Ничего подобного Адольф Шапиро делать не стал. Наоборот, в прологе он будто намеренно бросает вызов авангарду: за пару секунд до открытия занавеса зал вдруг наполняют лязгающие звуки тяжелого металла. Но картина за занавесом открывается намеренно архаичная: белая усадебная лестница, растянутая художником Сергеем Бархиным почти от портала до портала, окутана густой рассветной дымкой. Справа от лестницы застыли герои, а из динамиков вместо металла льются нежные звуки романса «Утро туманное, утро седое…».

Всю эту «атмосферность» режиссер сгущает почти до символа. Конечно же, это не попытка возродить классический театр, а ностальгический поклон ему, отвешенный с большим тактом, но не без иронии. Ощущение же этот спектакль вызывает примерно такое, как старинная картина в альбоме, которую рассматриваешь, не снимая тонкой рисовой бумаги. Контуры чуть смазаны, краски неясны — и потому воображение то тут, то там дорисовывает картину на современный лад.

Вот так сквозь события «Обрыва» то и дело проглядывает сегодняшний день с его рваными ритмами, угловатыми движениями, отрывистой речью. Неблагонадежный Волохов (Артем Быстров), сосланный в уездную Малиновку под надзор полиции, расхаживает в растянутом свитере и черных джинсах нынешнего неформала. Влюбленная в него Вера (Наталья Кудряшова), предмет обожания Бориса Райского, кутается не в старинную шаль, а в обычный черный шарф. В характер же Райского, главного героя «Обрыва», норовящего превратить жизнь в драму, чтобы получить материал для написания романа, актер Анатолий Белый привносит долю постмодернистского шутовства. Так и движется эта объемная, многофигурная постановка, больше трех часов удерживающая зрителя в напряжении, а если и срывающаяся в скуку, то совсем ненадолго.

Анатолий Белый, Ольга Яковлева — легендарная прима Анатолия Эфроса в роли бабушки Татьяны Марковны и приглашенная из «Школы драматического искусства» Наталья Кудряшова буквально выносят спектакль на своих плечах. Собственно, неплохи в «Обрыве» все. Как в хорошем оркестре, здесь все слушают друг друга, но для настоящего психологического театра этого мало — тут нужна сильная актерская личность, индивидуальность. Такая, как у Ольги Яковлевой, привносящей в спектакль не только филигранное мастерство, но и тот самый эфросовский нерв, от которого даже воздух начинает вибрировать, стоит актрисе появиться на сцене. Под стать ей и Наталья Кудряшова. Молодая актриса вроде бы ничем не походит на Ольгу Яковлеву, но в ней чувствуется такая сила и независимость, что позволяет ей возвысить мелодраматические страдания уездной барышни до почти трагических высот.
Пресса
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Спектакль в одном отделении, Роман Должанский, Коммерсантъ, 28.09.2013
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет», Анна Чужкова, Культура, 27.09.2013
Крестовина тайны, Алена Карась, Российская газета, 26.09.2013
Кафка сказок, Николай Берман, Газета.ru, 26.09.2013
Небо в лампочках, Наталия Каминская, Театрал, 26.09.2013
Премьера в МХТ: Вертикаль не стоит, Олег Зинцов, Ведомости, 25.09.2013
Сказка, призывающая в свидетели, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 24.09.2013
МХАТ имени Чехова поставит две сказки для взрослых, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 22.09.2013
За стеной всё те же мы, Ксения Ларина, The New Times, 16.09.2013
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010