ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Я и ангел, я и черт

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.02.2007
Его родили «назло фашистам» — вместо погибшего в Отечественную войну старшего брата с таким же именем. И как потом выяснилось — во славу русского театра. Он живет за брата, играет и ставит за отца, чьи экспликации одобрял сам Мейерхольд. Без имени Авангарда Леонтьева невозможно представить «Современник», где он играл не одно десятилетие, «Табакерку», у истоков которой он стоял, Школу-студию МХАТ, где он вырастил массу талантливых учеников, не уставая признавать в них победителей, Центр им. Мейерхольда, где родился гениальный «Нумер в гостинице города NN», объездивший полмира за десять лет, теперь МХТ. «Когда он рядом, я знаю, что у меня прикрыта спина», — эти слова Олега Табакова об Авангарде Леонтьеве мог бы сказать каждый, кто имел с ним дело.

- Авангард Николаевич, несколько лет назад вы перешли в МХТ из «Современника». Оно того стоило?

 — Я довольно счастливый человек — не жалею о своих жизненных шагах. Из «Современника» ушел по соображениям не идейного, а скорее житейского толка. В «Современнике» за 36 лет работы было столько хорошего! Но жизнь меняется. Стоит сказать (это я подвожу теоретическую базу под свой уход), что эти театры — ближайшие родственники. Просто Олег Ефремов, создав «Современник», смог наиболее точно воплотить идеи Художественного театра, которые на тот момент сам МХАТ не мог воплотить.

- А сегодня удается воплотить эти идеи?

 — Сегодня и «Современнику», и нынешнему МХТ еще труднее их воплощать. Потому что идеи не новы и периодически подвергаются ревизии. А еще потому, что практическая жизнь ведет себя по отношению к этим идеям как дитя малое, — шалит, резвится. Неофиты думают, что с них жизнь началась, и не ведают, что отсутствие знания не освобождает от ответственности.

- В МХТ вы как раз работаете у «молодых режиссеров» — Машков, Чусова, Серебренников. Как вам это поколение?

 — Машков работает нашим старым казачьим мхатовским способом — проигрывает внутри себя все роли и предлагает свою партитуру артистам, даже такому прекрасному и самодостаточному, как Евгений Миронов, который может сам, в отличие от меня, справиться без помощи режиссера с ролью.
В связи с ситуацией вокруг Театра наций пресса стала относиться к Миронову как к зеленому новичку. Это ошибка. Несмотря на наивность и простодушие, Евгений очень ответственен и от природы наделен режиссерскими способностями, которые, правда, использовал пока что применительно к себе самому и студентам.
С Ниной Чусовой мне было особенно трудно. Я, как и все мы, подпал под ее обаяние и не заметил, что в рисунке моей роли маловато оснований для того, чтобы стать убедительным. Когда опомнился, уже было поздно. А роль резонерская — только Эфросу и Богатыреву удалось справиться с ней совершенно победительно, доведя резонерство до идиотизма, до гиперболы. Мольер дал моему герою роскошный текст — хороший стих, грандиозные метафоры, подробности. Но об исполнителе он не очень позаботился, и я эти трудности преодолеть не сумел.
А вообще я приветствую молодых режиссеров — а как же без них?! Ну, наломают дров, но как важен этот живой, сегодняшний процесс. Правда, худруки должны радикальнее вмешиваться в создание спектаклей.

- У вас потрясающий список учеников: Миронов, Машков, Газаров, Майорова, Апексимова. Кто из них был самым «трудным» и оттого самым дорогим?

 — А я что-то не припомню, чтобы с кем-то из них было легко. Помню, Лена Майорова все собиралась бросать — страдала, не верила в себя, очень трудно было вернуть ее в рабочее состояние. Миронов — идеальный студент? Зато у него была плохая дикция, которую он исправил только благодаря своему упорству — иначе не видать бы ему героев. Он был очень хрупкий, субтильный и, чтобы развить в себе мужественность, ходил с Володей Машковым заниматься штангой (и, кажется, надорвался, подняв такую же штангу, что и Вова).
А вообще ради роли он готов сделать все, что нужно, и даже больше. Получив роль у Хотиненко, он столько сделал, чтобы понять мусульманство, что я не удивился, если бы он в итоге принял эту религию — при его бескомпромиссном, фанатичном, бесстрашном погружении в роль. Миронов в этом смысле идеальный — ради роли откажется от личной жизни, развлечений, друзей, других ролей. Телефон выключит. В этом смысле он очень похож на Константина Райкина. Ему тоже в период работы над ролью не дозвонишься, не достучишься. Эти два актера как никто заслуживают успеха, они для роли делают ВСЕ и абсолютно перед ней чисты.

- Вы переиграли столько инфернальных ролей, вплоть до «Черта с направлением», а в жизни производите впечатление очень чистого человека. Откуда «материал» познаете?

 — Во всех ролях я опираюсь на себя, свой личностный материал — так меня учили. У меня достаточно своих черт, чтобы сыграть и ангела, и черта. Не знаю, чего больше.

- А не страшно это в себе открывать?

 — Не страшно. В первой половине жизни я совершенно не знал, что такое зависть, и если бы мне надо было играть Сальери, не знал бы, с чего начать. А в последние годы стал замечать, что иногда злюсь, глядя на других, подмечаю их недостатки. И вдруг поймал себя на том, что это от зависти. Пытаюсь глушить в себе это несимпатичное мне самому чувство. Но? ежемесячно читаю расписание мероприятий в Доме кино, особенно информацию о премьерах фильмов, которые у меня самого случаются раз в несколько лет. Вычитываю с каким-то гипертрофированным интересом списки актеров и думаю — а кто же играет «мои», подходящие моей индивидуальности роли. Правда, отношусь доброжелательно к этим людям. Вот что это такое, а?

- Вы можете понять ваших родителей, которые ради друг друга отказались от творчества. Или они себя в чем-то обокрали?

 — Это трудный вопрос. В творчестве они себя, может, и обделили. Мама не разрешила отцу стать режиссером и актером. Заревновала его не к сцене — к потенциальным партнершам. И правильно, кстати, сделала. В партнерш действительно влюбляешься, так что мама интуитивно знала, против чего воюет. И, в свою очередь, папа забрал ее из учреждения, где она работала: не хотел, чтобы на нее заглядывались.
Но они были очень счастливы в браке. Они так любили друг друга, что им ничего больше не нужно было. Папа никогда много не зарабатывал. Жили на картошке с селедочкой, колбаска считалась уже деликатесом. Растили детей и были счастливы.

- Вы живете за вашего старшего брата, погибшего в Отечественную войну, носите его имя. Вы ощущаете эту связь — «то, что было не со мной, помню»?

 — Я живу и живу. Иногда ловлю себя на том, что живу в его квартире, которой у него никогда не было. Ее дали моим родителям как семье погибшего, а до этого они жили в коммуналке.
А вот недавно мой друг решил сделать мне подарок — поездку в Мюнхенскую пинакотеку. Я очень люблю живопись, учусь разбираться, могу определить эпоху, стилистическое направление, иногда автора.
Но для посещения пинакотеки надо было оформляться в Германию туристом. Я же привык ездить с театрами — один только мой Чичиков прокатил меня по всему миру, и не на тройке, а на боингах. Немцы же в этом году ужесточили правила оформления виз. И я должен был принести им справку о моем имуществе (квартира и машина — очень мало по немецким понятиям) и доходах (3900 рублей — бюджетная часть моей зарплаты, вообще смешно).
И так мне стало неприятно. Да не понесу, думаю, справку о квартире брата, которого они убили, и о зарплате в 120 долларов. И на личное собеседование не пойду, и в Мюнхен не поеду. Я столько раз бывал в Германии — у них все данные на меня есть. Чего уж нам, старым европейцам, друг перед другом выпендриваться. У нас цари были почти чистокровные немцы. И решил я возомнить о себе не пойми что, никуда не поехал, а сходил в Русский музей, вспомнил полунемца Павла I, которого я играл в «Адъютантах любви». Историю нашу страшную вспомнил. И подумал, как я все-таки немцев люблю, хоть они и брата моего убили.

- Что вы почувствовали, когда второй режиссер подряд предложил вам сыграть Бобчинского?

 — Почувствовал, что подхожу к этой роли, что приятно, — я люблю подходить к гоголевским ролям. Когда я по молодости затосковал от отсутствия больших ролей, моя учительница по студии художественного слова Анна Гавриловна Бошек успокоила меня, что мои роли еще впереди — Мармеладов, Хлестаков, Снегирев (маленький человек, то есть). Правда, Чичикова даже она мне не пророчила. Что-то сбылось из ее предсказаний, что-то нет. Но когда Сергей Газаров предложил мне сыграть в одном лице Бобчинского и Добчинского (явная шизофрения с раздвоением сознания), я поначалу запротестовал, боясь мести Гоголя, который написал двоих. Но Сергей сыграл мне маленький кусочек — и так талантливо, что я увлекся. И с удовольствием играл обоих Петров Иванычей в «одном флаконе».

- Гоголь не звонил?

 — Гоголь нас простил. Но когда Валерий Фокин снял с репертуара «Нумер в гостинице города NN», игравшийся десять лет, на следующий день накрылся банк — сосед Центра им. Мейерхольда по лестничной площадке, где лежали и деньги Центра. А вслед за ним еще несколько банков. Правда, Николай Васильевич вовремя вспомнил, что деньги на «Нумер» дал Березовский и остановил свою тотальную месть — полного финансового краха не случилось.

- На какой спектакль вы сводили бы своего гостя, чтобы доказать ему состоятельность русского театра?

 — На «Изображая жертву» — очень удачное воплощение современной жизни: пришел на спектакль и узнал сегодняшнюю жизнь. Как, кстати, и на «Пластилине» того же Серебренникова — прекрасной метафоре страшной жизни. Мне было страшно на этом спектакле просто за себя! Я нервами почувствовал, как сжались от сострадания соседи слева — счастливые молодожены, и соседка справа — весь зал. Узнали жизнь и вздрогнули.
Хорошая актерская игра всегда заставляет вздрогнуть. Когда я вижу, как Андрюша Смоляков, играя того, кого он никогда в жизни не знал и не узнает, плачет настоящими слезами, я понимаю, что он пропустил роль через себя.
А «женовачи» — какая прелесть! Когда неопытные еще ребята, не интонируя и не наигрывая, как мы, опытные, просто честно и уважительно подают великие тексты. И это производит впечатление бомбы, и ты буквально чувствуешь оказанную тебе помощь. Для этого и существует искусство. Нет, много у нас хороших спектаклей — только театральным критикам кажется, что мало.
Пресса
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
«Он просто гениальный артист», Ольга Лунькова, Театрал, 27.02.2017
Авангард Леонтьев принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2017
Авангард Леонтьев: «Гамлетов на всех не хватит», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 12.02.2017
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Авангард Леонтьев: «Я считаю, что человек создал бога…», Ольга Суркова, Смоленская газета, 21.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Авангард культурного арьергарда, Анастасия Петракова, Рабочий путь (Смоленск), 16.09.2015
Классики живительная сила, Сергей Есин, Литературная газета, 25.03.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Авангард Леонтьев в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 15.02.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Авангард Леонтьев: «Романтизм — любимейшее мной свойство!», Светлана Микулина, Московский комсомолец в Саратове, 26.06.2013
Народный артист в Понырях, Курская правда, 27.04.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
День рождения Авангарда Леонтьева, Радио «Культура», 27.02.2012
Сегодня отмечает юбилей Авангард Леонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007
Я и ангел, я и черт, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.02.2007
В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
Не все Островскому бытописание, Майа Одина, Сегодня, 28.01.2000
Кто первым сказал «мяу», Алиса Никольская, Культура, 13.01.2000
Не все скоту масленица, Елена Ямпольская, Новые Известия, 30.12.1999