ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В авангарде тихих героев

Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Мне кажется, что Авангард ЛЕОНТЬЕВ ничего не боится. Ну как может бояться тот, которого нарекли Авангардом?

ЧЕЛОВЕК с таким именем всегда на передовой, где из всех качеств больше всего ценится отвага. Студент Леонтьев не побоялся заявить ректору Школы-студии МХАТ, что хочет работать не где-нибудь, а непременно в «Современнике». Молодой актёр Леонтьев на знаменитых «современниковских» посиделках не побоялся сказать худруку Ефремову, что тот поставил не очень удачный спектакль. Маститый артист Леонтьев после 36 лет работы в «Современнике» не побоялся бросить всё и уйти в МХТ к Табакову.

А ЕЩЁ он не боится играть маленьких людей. Несчастливцев в «Лесе», незадачливый, но любвеобильный помощник премьер-министра в «№ 13», водитель в «Утомлённых солнцем», который всё никак не может отыскать «нужный адрес»? Вообще-то актёры не очень любят такие роли — на них зрительской любви не заработаешь. А Леонтьеву это удалось.

Умение «доить» роль

 — МНЕ кажется, Судьба мне улыбнулась — если она, конечно, есть, — когда я попал в «Современник». Но Судьба эта творилась живыми людьми. На выпускном курсе ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский спросил меня: «В каком театре ты хотел бы работать?» И я сказал:"Хочу в «Современник». Слава «Современника» тогда гремела. Спектаклей такой степени искренности и такого гражданского темперамента — открытого, протестного — не было ни в одном театре.
Одной из первых моих работ там стал безымянный ночлежник в горьковском «На дне». Нам, молодым, Галина Волчек предложила самим выстроить себе рольки — не просто на сцене торчать, заполняя пространство. Этому же потом учил и Табаков. Он говорил: «Надо уметь выдоить роль» — вытащить из неё все возможности. Большие роли я редко получал, а маленькие — часто. Поэтому необходимо было уметь не потеряться на сцене, чтобы зритель тебя запомнил. 
Я застал два года работы Ефремова в «Современнике». Он был главным идеологом жизни театра — честной, искренней. Степень откровенности там была абсолютная. На собрании по итогам сезона Ефремов говорил каждому всё, что думает, и порой звучали очень жёсткие оценки. Он считал, что нельзя держать в театре «балласт». И результат был заметен — труппа не расслабляла мускулатуры. Мы называли это «китайскими собраниями». Китай времён Мао Цзэдуна вёл себя достаточно экстремистски. А что может быть более экстремистским, чем говорить правду в лицо?
Я настолько уважал и любил Ефремова, что мне казалось, не имею права солгать ему. Поэтому резал правду-матку. Как-то Олег Николаевич поставил спектакль, и я ему сказал, что эта постановка недостойна быть включённой в репертуар. Но Ефремов — настолько крупная личность, что был выше обид. Он понимал прекрасно, что люди говорят о деле и его критикуют ради дела, и мщением не реагировал на критику.

Не участвовать в гадости

 — В КАКОЙ-ТО степени Ефремову тогда было проще. Потому что он был один. Или вдвоём с Любимовым. Или втроём с Эфросом. А сейчас, когда цензура ещё отдыхает, всё труднее добиться, чтобы тебя услышали и твои укусы почувствовали. Сейчас, когда всем всё можно, театр потерял эту функцию гражданской трибуны. Сейчас, наверное, не столько нужно властям указывать на их недостатки, сколько всем людям говорить о потере нравственных ориентиров. Совесть — вот о чём должны люди думать. Жизнь так поворачивается, что мы порой забываем о ней и делаем бессовестные вещи.
Остались ли в нашем обществе маленькие герои? Конечно! На таком тихом героизме и держится земля. Подвиг маленького человека не в том, чтобы совершить громкий поступок, а в том, чтобы не принять участия в гадости. И этого героизма больше, чем нам иногда кажется. И хороших людей, способных поддержать тебя в трудную минуту, много. Честный, нетрусливый журналист — это герой. Или врач-бюджетник, который лечит больного по госстраховке и не требует вознаграждения в конверте. Я таких людей вижу, и они меня очень вдохновляют.
Пресса
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
«Он просто гениальный артист», Ольга Лунькова, Театрал, 27.02.2017
Авангард Леонтьев принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2017
Авангард Леонтьев: «Гамлетов на всех не хватит», Анна Бояринова, Вечерняя Москва, 12.02.2017
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Авангард Леонтьев: «Я считаю, что человек создал бога…», Ольга Суркова, Смоленская газета, 21.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Авангард культурного арьергарда, Анастасия Петракова, Рабочий путь (Смоленск), 16.09.2015
Классики живительная сила, Сергей Есин, Литературная газета, 25.03.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Авангард Леонтьев в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 15.02.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Авангард Леонтьев: «Романтизм — любимейшее мной свойство!», Светлана Микулина, Московский комсомолец в Саратове, 26.06.2013
Народный артист в Понырях, Курская правда, 27.04.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Сегодня юбилей отмечают в «Табакерке», видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2012
День рождения Авангарда Леонтьева, Радио «Культура», 27.02.2012
Сегодня отмечает юбилей Авангард Леонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2012
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Пугающий мир благополучных людей в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2010
Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007
Я и ангел, я и черт, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.02.2007
В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Коммерческий просчет Серебренникова, Юлия Черникова, Утро.ру, 9.01.2007
Строгая пора Евгения Миронова, Авангард Леонтьев, Литературная газета, 29.11.2006
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
Не все Островскому бытописание, Майа Одина, Сегодня, 28.01.2000
Кто первым сказал «мяу», Алиса Никольская, Культура, 13.01.2000
Не все скоту масленица, Елена Ямпольская, Новые Известия, 30.12.1999