ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Рената Литвинова: «Никогда не пересматриваю свои фильмы. Для меня это слишком болезненно»

Мара Фрязина, МК-Бульвар, 8.01.2007
Ее или обожают, или ненавидят. Кто-то считает ее слишком манерной и неестественной, кто-то уверен: она родилась не в том веке. Все сходятся на том, что Рената — вещь в себе. Она знает, чего хочет, но не всегда понимает, зачем ей это нужно. 12 января одной из самых необычных женщин в нашей киноиндустрии исполняется 40 лет.
«МК-Бульвар» встретился с г-жой Литвиновой накануне юбилея и поинтересовался, как она уживается сама с собой.

 — Рената, вы когда-нибудь смеетесь над собой?
 — Я смеюсь постоянно. Тут у меня было плохое настроение, и я посмотрела в Интернете нашу программу с Миллой Йовович. Я так хохотала. Еще я очень часто смеюсь, когда вижу себя в каких-то фильмах.
 — А когда Галкин вас пародирует?
 — Я считаю, что он парень очень талантливый…
 — Как, на ваш взгляд, похоже?
 — (Вздыхает.) Всегда очень похоже. Пронзительно похоже.
 — В ситуации «шли-споткнулись-упали» плакать будете?
 — Ой, по-разному. Тут как-то упала и получила так называемый перелом локтя. И поехала сниматься к Кире Муратовой, почти в комедии про стареющего плейбоя. И получилось так, что снимался эпизод, в котором я должна была быть с поломанной рукой. И это поразительно. Это сыграло на роль… Вообще, я заметила, что если ты с поломанной рукой, или у тебя флюс, или ты больна, то почему-то пользуешься особенным успехом у мужчин. А когда ты при оружии, с накрашенными губами, вся такая безупречная — они сторонятся.
 — Сами себя жалеете?
 — По-моему, это свойственно всем людям без исключения. Любовь — это что? Это когда тебя жалеют, берегут, болеют за тебя. Ты же не казенный. Если человек себя не жалеет, значит, он себя не любит. 
 — А поплакать любите?
 — Ой, этим психическим расстройством я не болею.
 — Даже когда постоянно критикуют вашу работу?
 — (Вздыхает.) Критикуют часто. Но я как-то примирилась с этим. По-другому и не бывает. Если сравнивать, то все, по-моему, находятся под пристальной критикой.
 — Вы сами себя критикуете?
 — Ну бывает, конечно. Я и смотреть на себя стараюсь нечасто. Никогда не пересматриваю свои фильмы и передачи. Для меня это слишком болезненно.
 — Если спросить случайных прохожих, знают ли они Литвинову, все ответят «да», но мало кто из них назовет ваши фильмы?
 — Согласна, я скорее не массовая актриса. А сейчас получилась парадоксальная ситуация, потому что Галкин меня популяризирует. У меня с Максимом уже неразрывная связь образовалась.
 — Вам важнее, чтобы был один понимающий или сотня восторженных?
 — Я так не разграничиваю. И потом, что такое восторгаться? Это значит, что люди тоже как-то тебя принимают.
 — Тогда почему вы пошли ведущей на МУЗ-ТВ?
 — Ну это интересный проект и колоссальный опыт. С кем я только не встречаюсь на моей передаче «Кино*Премьеры». С другой стороны, мне кажется правильным, когда программу про кино ведет человек, который понимает этот процесс. И в нем нет желания утвердиться за счет своих же коллег. Я, наоборот, полна сочувствия к любому и каждому.
 — Вы не боитесь, что ваша программа затеряется: сейчас на каждом канале говорят о кино?
 — Серьезно? И вы считаете, что они все затерявшиеся?
 — Нет. Но тем не менее.
 — Опасаюсь я или не опасаюсь… Я делаю, а дальше, как говорится, будь что будет.
 — Как вам в роли журналиста?
 — Отлично. Я чувствую себя очень комфортно, особенно когда ко мне приходят люди.
 — Вы поменяли свое отношение к представителям этой профессии?
 — Я и говорю, что у меня есть какое-то сочувствие. Общаясь с человеком, я изначально к нему очень трепетно отношусь. Но иногда, когда кто-то из шоу-бизнеса приходит, ты начинаешь думать: «Боже мой, какой ужас». Тяжело бывает (смеется). Вот как-то была у меня одна женщина, такая смешная… Но все же люди.
 — Вам кто-то отказывал в интервью?
 — Не знаю… Наверное, меня не травмируют такими сообщениями. И правильно делают.
 — Вы вообще часто слышите в своей жизни слово «нет»?
 — Слышу, конечно. Я такой же человек, как все. И иногда это слово бывает очень трагичным.
 — А сами часто его произносите?
 — Я умею произносить слово «нет». Но стараюсь, чтобы оно не было намеренно жестоким. 
 — Своей дочке Ульяне тоже умеете отказывать?
 — Ой, крайне редко. И это, наверное, неправильно.
 — Ей уже пять лет исполнилось…
 — Да, у нее был юбилей. Я помню, покупала гирлянды какие-то, подарки, платья, туфельки с бисером. Боже, она у меня такая модница.
 — Как вы думаете, Ульяна многое запомнит и унесет во взрослую жизнь из того, что сейчас переживает?
 — Очень трудно прогнозировать. Потому что я, например, себя в этом возрасте не помню. Вообще. Представляете? Может быть, первый класс… А вот до этого я еще была в полной несознанке.
 — Ну а как мамины туфли мерили или красились ее помадой?
 — Помадами я особенно не красилась. Но помню, что у мамы был целый склад старых чулок. Тогда же даже с чулками проблема была. И вот из этих чулок я плела здоровые такие, жирные косы и надевала их на голову.
 — Фату из занавески делали?
 — Я юбку бабушкину брала, косы цепляла и у зеркала пела. Это я помню.
 — Дочка ваши туфли уже примеряет?
 — Да. Постоянно.
 — Ругаетесь?
 — Нет, что вы. Она очень часто ходит по квартире на высоких каблуках. Ей страшно нравятся белые и красные туфли. Черные она как-то не уважает, хотя уже знает слово «элегантно».
 — А вы в каком возрасте полюбили ставшие вашей визитной карточкой черные водолазку и юбку?
 — Просто у нас с мамой совсем не было денег. И это был единственный вариант выглядеть элегантно.
 — У Ульяны сейчас такой возраст, когда ее можно отдать и в балет, и в спорт, и в музыкальную школу. Уже думали на эту тему?
 — Я хочу отдать ее и в спорт, и в музыкальную школу. Сейчас к ней ходит учитель по хореографии, но мне кажется, что это не ее.
 — Вы всегда говорили, что в жизни смысла нет, каждый…
 — …назначает его себе сам. Ну какой смысл? Конечно, нужно любить. Мне кажется, это один из главных смыслов в жизни.
 — Может, когда дочка вырастет, то сама и решит, нужен ей спорт или музыкальная школа?
 — Ну как сказать? Я, например, очень благодарна маме, что закончила музыкалку. Хотя сама себе придумала это занятие. Я занималась легкой атлетикой, а потом начала канючить, что хочу заниматься музыкой. И закончила школу при консерватории по классу фортепиано. У меня какое-то время не было инструмента дома, потому что он был дорогой, а у мамы была крайне маленькая зарплата. И где-то первые полгода я бегала в музыкальную школу заниматься. А потом мама купила подержанное фортепиано фирмы «Заря», как сейчас помню.
 — У меня тоже дома стоит, черное.
 — Да. Мой любимый инструмент. Правда, мама где-то года два назад покрасила его масляной краской, и я чуть ли не рыдала из-за этого.
 — Вы ведь росли без отца?
 — Он крайне мало со мной общался, а у меня всегда была большая потребность в его обществе. А ведь тогда к неполным семьям относились почему-то негативно. И я, конечно, болезненно это переносила. Я специально вешала в прихожей — сейчас могу в этом признаться — мужской плащ. И подружкам говорила, что это плащ папин, хотя на самом деле он был дедушкин. 
 — Как вы думаете, современные дети к этому по-другому относятся?
 — Мне кажется, они легче все это переносят. А я, кстати, никогда маму не осуждала. Наоборот, решала сама эти вопросы со своими одноклассниками и подружками. Лапшу им на уши вешала (смеется).
 — Не боитесь, что скоро и Ульяна будет задавать вам вопросы об отце?
 — Что значит — боюсь? Мне кажется, в этом смысле нужно быть честной. Другое дело, что в одном возрасте к этому относятся так, в другом — эдак. Я, например, встречаю людей, которые очень осуждают подобные случаи. Во многих живет какая-то обида. И я не могу понять их. Лучше сочувствовать, нежели осуждать или обижаться.
 — Вы готовы к тому, что дочь подрастет и будет читать о вас всякие слухи в прессе?
 — В принципе готова. А что сделаешь? Как это может быть по-другому?
 — О том, что пишут про вас и Земфиру?
 — Вы знаете, я готова говорить про сотрудничество, но я совершенно не готова комментировать что-то другое.
 — Как вы считаете, существует дружба между мужчиной и женщиной?
 — Мне не хватает времени даже на самых любимых, поэтому дружба для меня — роскошь. Как правило, дружба скорее основывается на каком-то сотрудничестве, работе.
 — Или все-таки дружба подразумевает со стороны одного скрытую любовь?
 — У меня такого не было. Я не знаю. Этот опыт я еще не приобрела.
 — Меня однажды подруга поставила в тупик, задав вопрос: «У каждого человека существует своя половинка, а вдруг моя умерла…»
 — …вы знаете, бывает же очень много несчастливых и в семейной жизни. Но есть же какие-то другие смыслы… Свою задачу можно подобрать и приносить добро людям в других областях.
 — Вы верите в жизнь после смерти?
 — Есть много доказательств того, что это существует, что существует дух. Но с точки зрения религии. .. — ой, очень сложный вопрос…
 — А если бы вам предложили после смерти вернуться, но не человеком. Кем бы вы предпочли родиться?
 — Нет. Все-таки человеком. Не хочу больше никем быть.
 — Тогда Рената Литвинова — это кто?
 — Я скорее себя называю человеком.
 — Вы уже начали скрывать свой возраст?
 — Нет. Пока мне 39 лет, но на днях исполнится 40 — юбилей.
 — Вас пугает эта цифра?
 — Не пугает. Хотя я иногда вижу 40-летних людей в таком разрушенном состоянии, что думаю: «Боже, боже — какой ужас!». Так что себя нужно беречь.
Пресса
Рената Литвинова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.10.2017
«Северный ветер»: зима в сердце, Екатерина Балуева, Субкультура, 30.09.2017
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им. Чехова, Наталья Pamsik, Столичный информационный портал «ЯМосква», 17.09.2017
Беседа с Ренатой Литвиновой о ее спектакле «Северный ветер», видеосюжет телеканала «Культура», 17.09.2017
Дебют Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера, Владимир Сабадаш, Мир женской политики, 16.09.2017
Холод существования без любви, Арина Мороз, Коммерсантъ FM, 16.09.2017
Рената Литвинова в программе «Доброе утро», видеосюжет Первого канала, 13.09.2017
Режиссер Рената Литвинова дебютировала в МХТ, Наталия Гопаненко, Э Вести, 13.09.2017
В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014
Звезды МХТ в Саратове. О мужчинах-негодяях, царях и столичном лоске, Екатерина Ференец, Фокус города (Саратов), 23.10.2013
На сцене театра драмы — «Свидетель обвинения», видеосюжет ГТРК «Саратов», 23.10.2013
В Саратове начались гастроли МХТ, видеосюжет ГТРК «Саратов», 22.10.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
«Свидетель обвинения»: богиня полюбила, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 28.06.2013
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
В МХТ имени Чехова покажут пьесу Маргерит Дюрас «Шага», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 27.11.2010
Дело вкуса, Независимая газета — Антракт, 12.10.2007
Леди икс, Игорь Панарин, Московский Комсомолец, 12.01.2007
Зашторенная, Андрей Ванденко, Итоги, 8.01.2007
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004