ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Папино наследство

Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
Для Ирины Мирошниченко главная роль в спектакле «Моя дорогая Матильда» стала, как принято говорить, знаковой. Во-первых, ведущая актриса театра семь лет не была занята в премьерах, а во-вторых, в каждой мизансцене чувствуется, что Мирошниченко изголодалась по серьезной работе: роль получилась из тех, где верна каждая деталь. Ни одного лишнего движения, неоправданного жеста или взгляда. Кажется, что на Малой сцене МХТ имени Чехова просто отдернули занавеску, за которой и без нас протекала своя жизнь. Наверное, поэтому зрители первую половину спектакля не решаются аплодировать или смеяться, где смешно: они наблюдают, боясь помешать действию. 

Пьеса Израэля Горовица из тех, какие надо открыть правильным психологическим ключом, иначе сюжет скатится в разряд бытового повествования. Житель США, хронический неудачник Матиас (Олег Мазуров) после смерти богатого отца получает в наследство шикарные апартаменты в Париже. Однако приехав в Париж, он узнает, что в квартире живут люди — Матильда (Ирина Мирошниченко) со своей взрослой дочерью Хлоей (Наталья Рогожкина). Далее начинается череда долгих разбирательств за право наследства и вдруг выясняется, что Матильда не просто жилец, но и давняя любовница отца. А Хлоя, вполне возможно, — сводная сестра. Спектакль по сюжету — типичная «Санта-Барбара». Однако за внешней простотой стоит сложнейшее развитие психологии героев (в этом, несомненно, заслуга режиссера Владимира Петрова).

В характере Матильды (женщины не самой простой судьбы) возвышенное переплелось с низменным. Гордячка, аристократка, «спину держит», роскошное платье носить умеет, но в то же время во всем читается ее печаль по несбывшимся надеждам. В начале спектакля она задумчиво сидит в кресле, устланном белоснежной шкурой. Впрочем, шкуры дорогих животных здесь всюду (любовник увлекался охотой). Шикарные ковры, старинный камин, дорогая современная мебель. Но все же атмосферу в квартире делают громадные, во всю стену, окна, за которыми — Елисейские Поля. Когда в этот роскошный устоявшийся быт врывается неудачник Матиас, окна и стеклянные двери подрагивают так, что сверкают стекла. Наверное, так можно играть начало «Вишневого сада», приезд. Правда, вместо обанкротившейся Раневской в спектакле МХТ — не менее бедный Матиас.

Но если Раневская про свое имение знает почти все, то Матиас про этот дом и былую жизнь узнает впервые — прямо на наших глазах. Слой за слоем, как при реставрации старинной картины, снимается светский лоск, и обитательницы апартаментов из чопорных парижанок превращаются в несчастных одиноких женщин со своими комплексами, давними обидами и причудами. Интересно следить, как постепенно накаляется атмосфера в этой семье. При первой встрече с Матиасом — ломкость интонаций, когда фраза останавливается на полуслове и меняет направление; запинки, спотыкания в едва намеченных встречных фразах (кто бы мог подумать, что пьеса американского драматурга по стилистике похожа на Чехова). Но вскоре наступает раздражение: Матиас пугает своим твердым намерением завладеть квартирой, а значит, и лишить Матильду самого главного — воспоминания от пролетевшей молодости.

Броская характерность, эксцентричность и сдержанность, тонкость игры, загадочная недосказанность. Это тоже Ирина Мирошниченко. И ни в коем случае не однозначность, не удручающая определенность. Полунамек, таинственность, эмоции прикрыты: то ледяным презрением к Матиасу, то подчеркнутым безразличием, то снобизмом или показным легкомыслием…

Защитные маски разнообразны и изобретательны. И что за ними скрывается — сами и догадывайтесь. Вкус к пикировкам, ирония, ревность, подозрительность, преданность — все это играется не как смена чувств и состояний, а существует одновременно. Однако из беспорядочного клубка давних проблем и обид проглядывает былая счастливая любовь и ее победительная сила. Недаром под занавес Матильда (о личной жизни которой к тому времени мы знаем уже абсолютно все) появится в роскошном платье и, произнеся слова об ошибках молодости и счастье, походкой королевы-матери пройдет через свои апартаменты на балкон — к Елисейским Полям.
Пресса
В Курске – пролетная… чайка!, Городские известия, 25.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Осторожно, бабушка!, Ильдар Сафуанов, Литературная Россия, 16.05.2014
За непроницаемой стеной семейного счастья…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 16.04.2014
«Круги» Жоэля Помра — впервые в российской столице, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2013
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
Папино наследство, Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
«Моя дорогая Матильда» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2010
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003