Артисты труппыСтажёрская группаАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Играй, а то проиграешьМарина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Новое театральное поколение, обретавшееся поначалу на маргинальных площадках, медленно, но верно совершает экспансию на академические сцены Москвы. Теперь под витальным напором Кирилла Серебренникова пала одна из главных цитаделей русского театра основная сцена МХАТа. Серебренников поставил «Мещан».Первая мысль, которая приходит в голову после просмотра мхатовских «Мещан», не о Серебренникове о нем в свой черед, о Горьком. Ну и драматург! Как вылеплены характеры, как выстроены отношения, как выписаны персонажи фона! Вот случай, когда судьба страны, биография автора, идеологические шоры и его, и наши собственные заслонили драматургический талант. Таких пьес во всем мировом репертуаре раз-два и обчелся. И, главное, большинство из них классика замусоленная, ставленная-переставленная. В случае с «Мещанами» кроме великого спектакля Товстоногова и собственно мхатовского спектакля 1902 года, о котором написано в учебниках, больше ничего значимого не назовешь. И это важно. Есть возможность ставить пьесу, как ставят новый текст, не вступая в диалог с предшествующей традицией. Стоит сразу же назвать несколько безусловных удач на этом пути: алкоголика-резонера Тетерева в исполнении хитроватого богатыря русской сцены Дмитрия Назарова, постоялицу Елену, эдакую обольстительную оторву, сильно и смело сыгранную Евгенией Добровольской, и - отдельно, со многими восклицательными знаками изумительную Аллу Покровскую в роли старухи Бессеменовой, трогательной хлопотуньи, безуспешно пытающейся спасти домочадцев друг от друга. Впрочем, возможность поставить старый текст, как новый, вряд ли главная причина обращения Серебренникова к «Мещанам». Есть магнит попритягательнее. У Горького речь идет о такой вечной и сиюминутной вещи, как конфликт поколений. В пьесе он социально окрашен это прямой конфликт отцов (сословных мещан) и детей, пытающихся за рамки сословия выпрыгнуть. Постановщик спектакля Кирилл Серебренников тоже оказался в нынешнем раскладе средоточием поколенческого конфликта, но не социального, а скорее театрального. Для немалой части культурного сообщества именно Серебренников безбашенный радикал, готовый сбросить с парохода современности то, что было нам в театре дорого и свято, а взамен предложить пшик на палочке. Поставив Горького с артистами МХАТа, он словно пытается доказать, что это наивное представление о нем не более чем наивное представление: с парохода современности он никого сбрасывать не собирается пусть все едут, пряники жуют. Андрей Мягков, просто, без напора, но очень убедительно сыгравший старика Бессеменова, меньше всего играет деспотизм. Скорее недоумение, граничащее с отчаянием: отчего же все разваливается, ведь вроде бы так крепко построил? Есть в его доме легкая такая советчинка: тут расплачиваются деньгами советского образца, закрывают на газетку двери платяного шкафа, носят меховые воротники и шапочки из каракульчи. Если это и мещанство, то мы все из него родом. И Серебренников ясно отдает себе отчет в этом родстве. К бунту он, вопреки ожиданиям, явно не склонен. Еще меньше склонны к нему дети Бессеменовых. Уж слишком они легкомысленны для ремесла такого. Только и делают, что веселятся да дурачатся. Прогрессивный Нил окружен у Серебренникова не революционерами и народолюбцами, а какими-то участниками самодеятельности, явно путающими сцену и реальность. Под аккомпанемент сидящего на сцене живого оркестрика («Пан-квартет» Владимира Панкова) эта театральщина врывается в дом Бессеменовых и беззастенчиво проникает в его поры и щели. Все у молодых обитателей этого дома происходит на высоком градусе, но все не всерьез. Они и в любви объясняются, как в «кошки-мышки» играют, и сами на каких-то зверушек похожи. Служанка Степанида (юркая Мария Зорина) на мышку-норушку, Нил (коренастый Алексей Кравченко) на бычка, Татьяна (статная Кристина Бабушкина) на печальное парнокопытное. Удушливой атмосферы, столь важной для пьесы Горького, в спектакле нет. Даже нависшая над домом смерть не может остановить оглушительную театральную круговерть. Что наша ж-и-изнь?! Игра! Это отношение к жизни, как к очень интересной и иногда захватывающей игре, и есть главный камень преткновения. Старик Бессеменов может быть в этом спектакле и мягок, и человечен, но представить его ироничным и дурачащимся невозможно. Все предписания и нормы (как за стол садиться, как замуж выходить, как сахар колоть), которые для детей всего лишь правила игры, для него составляют смысл существования. Собственно, в конфликте, стоящем за пределами этого спектакля, та же история. Ибо в нынешнем театральном раскладе ясно противопоставлены две парадигмы: 1. В искусстве есть некие нормы, которые нельзя нарушать. 2. Искусство существует вне всяких норм. Все ко всему можно приспособить, если все перевести в игру. Подробное проживание роли вполне совместимо и с почти эстрадной эксцентрикой, и с доморощенным символизмом. Захотим добавим и горсть мистики. Захотим щепотку гротеска. Незадолго до премьеры Серебренников так сформулировал смысл своей постановки: мол, старики будут жить у него по законам психологического театра, а молодым достанется авангард. На самом деле тут совсем другой конфликт между стилем, вне которого старшее поколение не мыслит свое театральное бытие, и нынешним многостильем. Это самое многостилье (в одежде, в дизайне, в искусстве) вообще есть знак времени, и словом «авангард» его не обзовешь. Ибо авангардист, как и революционер, всегда хочет поменять одни правила на другие, свято веря в важность этих самых правил. Серебренников верит в то, что придумывание правил тоже игра. Он стал едва ли не главной фигурой нынешнего театрального поколения именно потому, что овладел цветистым многостильем лучше и бесстрашнее других. Твердо усвоил главную заповедь наших дней: не принимай стиль жизни за ее смысл. Играй, а то проиграешь. Пресса На открытии МХТ им. Чехова Табаков назвал русских артистов нахалами. Фоторепортаж Кирилла Искольдского, Московский комсомолец, 2.09.2015 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Открытие сезона в МХТ им. Чехова, oppeople.ru, 5.09.2014 Андрей Мягков: «С Эльдаром Рязановым видимся до безобразия редко…», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.09.2014 Фоторепортаж «МХТ им. А. П. Чехова: большое открытие», Московский комсомолец, 3.09.2014 Евгений Каменькович: «Андрей Мягков и его супруга Анастасия Вознесенская во время репетиций стеснялись делать друг другу замечания», Анжелика Заозерская, Москвичка, 9.07.2014 Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013 Скромное обаяние Мягкова: народный артист отмечает юбилей, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 8.07.2013 Андрей Мягков празднует 75-летие, Татьяна Петренко, Театрал, 8.07.2013 Медведев поздравил актера Андрея Мягкова с юбилеем, РИА Новости, 8.07.2013 Биография Андрея Мягкова, РИА Новости, 8.07.2013 Ирония судьбы, или 5 киноролей Андрея Мягкова, Weekend (РИА-Новости), 8.07.2013 Фотолента «Андрей Мягков актер, которому не нужно слов», Weekend (РИА-Новости), 8.07.2013 Владимир Путин поздравил актера Андрея Мягкова с 75-летним юбилеем, ИТАР-ТАСС, 8.07.2013 Владимир Путин поздравил Андрея Мягкова с 75-летием, сайт Президента России, 8.07.2013 Актеры МХТ поздравили липецких ветеранов, gazetamg.ru, 7.05.2013 «Ретро» Мягкова всегда в моде, Татьяна Гущина, GorodLip.ru, 7.05.2013 Андрей Мягков показал в Липецке свой спектакль «Ретро», Gorod48.ru, 6.05.2013 Московскому Художественному театру имени А. П. Чехова исполнилось 114 лет, телеканал «Звезда», 30.10.2012 Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012 За верность Московскому Художественному театру, телеканал «Культура», 30.10.2012 В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012 Олег Табаков: «Ефремов, как былинный богатырь, лбом пробивал дорогу к театру», Наталья Маргиева, Комсомольская правда, 2.10.2012 115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012 Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012 В МХТ имени Чехова вспоминали Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.05.2010 Исполнилось 10 лет со дня смерти народного артиста СССР Олега Ефремова, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 24.05.2010 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 |