ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

9 вопросов для Игоря Миркурбанова

Пресс-служба МХТ, 24.11.2015
- Было ли какое-то важное событие в начале вашей карьеры, после которого вы определились в профессии?

 — Было такое. Я называю это «квантовый скачок», когда не количественное накопление приводит к результату, а качественное. На одном из первых экзаменов по мастерству я вдруг впервые испытал радость. Не вакхический катарсис, конечно, не экстаз, а простую радость. То, что я делал, вдруг вызвало реакцию Марка Анатольевича Захарова, Андрея Александровича Гончарова, однокурсников. Для меня это было неожиданно, что я могу высекать какие-то эмоции. Потом это повторилось — я играл Мамаева в дипломном спектакле по Островскому и вызвал непрогнозируемую смеховую реакцию в зале. Вот такие эгоистические моменты, конечно, добавляли самоуверенности. Но были и другие — страшные — моменты абсолютного «раздрая». Я смотрел «Дядю Ваню» Някрошюса, его тогда привозили в Театр им. Маяковского. И после спектакля две недели не мог глаз от тротуара оторвать. Я помню свое состояние: всерьез думал о том, что надо расставаться с профессией, уходить с курса, перестать этим заниматься, потому что у Някрошюса такие высоты были, которых не достичь мне никогда.

- А школа ведь та же у Эймунтаса Някрошюса — гончаровская.

 — Та же, да-да. Причем, Андрей Александрович его любил, хотя на курсе вспоминали, что не считал его фаворитом. Но позже говорил о нем всегда прекрасно.

- Какая самая странная зрительская реакция в вашей карьере?

 — Из самых свежих. Петербург, большой зал ДК «Выборгский», три тысячи мест. Там играем «Вальпургиеву ночь» Ерофеева, спектакль «Ленкома». В самый патетический момент, с балкона какой-то, видимо, подвыпивший человек стал кричать: «Ругайся, Веничка! Так их, Веничка!» Его потом выводили, хотя это мне нисколько не помешало. В общем, зритель бурно реагировал и проявлял солидарность с моим героем. Бывают и не очень приятные реакции. Хотя свист в зале у меня иногда является знаковой слуховой галлюцинацией. Мне иногда слышится, что в определенном месте может прозвучать…

- Страх разоблачения. 

 — Да, именно.

- Ваша карьера так сложилась, что вы постоянно меняли театры. Это обстоятельство вас скорее радует или мучает?

 — Меня радует, что сейчас у меня есть главный театр — это Художественный театр. Но иногда «рассыпаться» – это, наоборот, мобилизует. Но главным театром все-таки для меня абсолютно и безусловно сейчас остается МХТ. 

- А что в нем сегодня именно хорошо? А что плохо?

 — Табаков — хорошо! Я очень люблю этого человека. Хорошо, что есть возможность признаться ему в любви в юбилейный год. Не знаю, мне все нравится. Я по-детски влюблен, когда в предмете обожания не видишь каких-то дурных черт.

- А что вас бесит? В жизни, в искусстве.

 — Бесит, расстраивает суровость на лицах каждодневная. Но в театре можно от этого спрятаться. Театр — это моя «защита Лужина». Еще выбешивает немотивированное хамство, например, на улицах.

- Ваша фирменная актерская ирония, за которую вас и любят, и отличают, — до какой степени она ваша, до какой — ирония персонажа? Вы в жизни так же саркастичны?

 — Не знаю. Наверное, мне это свойственно, да. Я бегу каких-то пафосных вещей. Боюсь их. Я очень к этому чувствителен. Может, это механизм защиты, потому что я болезненно застенчив, психоастеничен. Когда интервью какие-то выходят, я очень страдаю, если не сумел вовремя поправить что-то, и теперь в них звучат однозначные тенденциозные формулировки. Если не сохранена моя доля сомнения. 

- Театр может изменить жизнь?

 — Хотелось бы в это верить, конечно. Хорошая такая мечта, об этом нужно мечтать, думать. Но всерьез надеяться и рассчитывать на это, наверное, не стоит. Я не могу себе говорить, выходя на сцену: «Сегодня я обязан что-то поменять в зрителе». Я не имею права ставить себе такой задачи.

- Это, правда, будет очень пафосно.

 — Хотя мечтать об этом я имею право, мне никто не запретит. Но мне кажется, искусство другие цели и задачи ставит. Воспитание человека, изменение его природы — дело самого человека, его семьи, образования. Театр только должен вдохновлять, одушевлять. Имею ли я право воздействовать на зрителя? Кто я такой?

- Какое самое экзотическое место, где вы побывали?

 — Их много, наверное, наберется. Но у меня как-то не бывает никогда эмоционально ярких воспоминаний, привязанных к какой-то топографии. Мне одинаково по боку, это Япония или Австралия, Ирландия или Канада. Мои самые сильные переживания всегда связаны с театром, со сценическим переживанием. У меня и со временем такие взаимоотношения. Несколько секунд перед спектаклем и, это я так для себя сам определил, несколько часов после спектакля — вот эти моменты окрашиваются каким-то особым эмоциональным переживанием, которое может надолго закрепиться в сознании. А все остальное — скучная и поденная подготовка к театру, ощущение заброшенности.

- Вы артист смелый. Есть ли у вас, тем не менее, запреты в профессии?

 — У меня есть готовый ответ. У меня однажды то же спросили. Мне понравилось, как я ответил. Меня спросили про табу на сцене, я сказал: «Их нет, но они есть». Их не должно быть, но внутренне они есть. Человеческий фактор, как я называю. Это не вопрос про лексику, эстетику. Все гораздо тоньше и глубже, и упирается в ответственность художника, на самом деле. Это его ответственность перед собой, перед людьми, обществом.
Пресса
Игорь Миркурбанов: «Удивить меня трудно», Елена Тришина, Театрал, 7.08.2016
Карамазов запел, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 25.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Игорь Миркурбанов: «Петь вопреки», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.03.2016
«Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016
Игорь Миркурбанов: «Если я буду жалеть себя, я обворую вас», Алла Шендерова, Театральная афиша, 20.01.2016
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
В концертном впечатлении, Эмилия Деменцова, Театрон, 16.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
9 вопросов для Игоря Миркурбанова, Пресс-служба МХТ, 24.11.2015
Смерть и немного дерьма, Ксения Ларина, The New Times, 15.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
«Театральная премия „МК“ всегда выходит вовремя!», Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 10.11.2015
Лучшим артистам России вручили театральную премию «МК», Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 10.11.2015
Игорь Миркурбанов в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 8.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
Игорь Миркурбанов: Я — человек незащищенный, Екатерина Омецинская, Вечерний Петербург, 28.09.2015
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Итоги театрального сезона: «МК» объявляет лауреатов своей премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.07.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Игорь Миркурбанов в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 27.05.2015
Игорь Миркурбанов о «Карамазовых», Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
К разговору с Игорем Миркурбановым, Эмилия Деменцова, Театральный мир, № 12, 2014 г., 21.01.2015
Игорь Миркурбанов: идеальный лорд, Алла Шендерова, Театр, № 18, 25.12.2014
Игорь Миркурбанов: «Успех не может быть целью», Эмилия Деменцова, Театрон, 24.11.2014
Игорь Миркурбанов: «Все смешалось в какой-то дико забавный компот», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.10.2014
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
Чертовы дети, Татьяна Власова, Театрал, 6.12.2013
Сложносочинённое разложение, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.12.2013
Заповедник одержимых, Алла Шендерова, Огонёк, 2.12.2013
Карамазовы и ад, Ксения Ларина, The New Times, 2.12.2013
Вот такие Карамазовы, Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.11.2013
Карамазовы и ад, Марина Давыдова, Colta.ru, 29.11.2013
Достоевский-трип, Алена Карась, Российская газета, 29.11.2013
И снился страшный сон Алеше, Николай Берман, Газета.ru, 29.11.2013
Карамазовы пошли к черту, Марина Шимадина, Известия, 27.11.2013
Было у отца три сына. По Достоевскому, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 26.11.2013
Игорь Миркурбанов: надо отличать театр от КВН, Алла Шендерова, Ваш досуг № 43, 5.11.2013
Олег Табаков дал старт новому сезону в МХТ, телеканал «Культура», 3.09.2013
В МХТ имени Чехова прошла ночь поэтической бессонницы, видеосюжет телекомпании «Мир», 8.06.2013
Табаков одарил своих артистов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.03.2013
Недружеский шарж: «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова, Жанна Зарецкая, Фонтанка.ру, 28.02.2013
«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 25.02.2013
Opus magnum Константина Богомолова, Ксения Ларина, The New Times, 18.02.2013
Чиновники-геи любят друг друга на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Дождь», 18.02.2013
Тошно в цель, Алла Шендерова, Огонёк, 18.02.2013
Трэш с тоской, Мария Седых, Итоги, 18.02.2013
В МХТ поставили «Идеального мужа» в жанре трэш, видеосюжет телеканала «Мир», 16.02.2013
Праздник непослушания, Глеб Ситковский, Ведомости, 14.02.2013
На красные башни родного Содома, Елена Дьякова, Новая газета, 13.02.2013
Бессмысленная злоба дня, Николай Берман, Газета.ru, 13.02.2013
Актуальный муж, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.02.2013
Три сестры, прости господи, Алена Карась, Российская газета, 13.02.2013
В МХТ начинается громкая премьера «Идеальный муж», Анна Балуева, Комсомольская правда, 11.02.2013
Дарья Мороз станцевала стриптиз для мужа, Александр Куров, 7 дней, 11.02.2013
Константин Богомолов представил в МХТ «Идеального мужа», видеосюжет телеканала «Культура», 11.02.2013
Дарья Мороз разделась ради «Идеального мужа», видеосюжет телеканала НТВ, 10.02.2013
«Идеальный муж. Комедия» в МХТ, Андрей Пронин, Colta.ru, 13.01.2013