Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Из «Спичек» возгорелся ЧеховМарина Шимадина, Коммерсантъ, 27.09.2007 Театр Наций представил публике первую премьеру сезона спектакль «Шведская спичка», поставленный по рассказам Чехова молодыми актерами, закончившими курс РАТИ Олега Кудряшова. По мнению МАРИНЫ Ъ-ШИМАДИНОЙ, союз «бездетного» театра и «бездомных» студентов обещает быть продуктивным. Возглавив в прошлом году Театр Наций, Евгений Миронов обещал вести работу в трех направлениях: предоставлять молодым актерам и режиссерам сцену для экспериментов, проводить на своей площадке различные фестивали и привозить в Москву самые интересные театральные постановки. На этой неделе, открывая свой дважды юбилейный сезон 125 лет со дня рождения Театра Корша и 20-летие собственно Театра Наций,- вверенный Евгению Миронову коллектив презентует сразу все три линии. В минувшие выходные на сцене театра “Et Cetera” была показана «Жизнь и судьба» Льва Додина (см. Ъ от 26 сентября) (собственная сцена театра, уже многие годы находящаяся на реконструкции, пока не может принимать спектакли такого масштаба), в начале октября на его площадке стартует фестиваль «Территория», а в промежутке между этими крупными проектами театр успел показать свой новый спектакль, поставленный группой молодых артистов, прошлогодних выпускников РАТИ. В прошлом сезоне они уже успели поработать на сцене Театра Наций, перенеся туда свою дипломную постановку «Снегири» по пьесе Нины Садур. Их новая, уже полностью самостоятельная работа это комический детектив. По сюжету, который в знаменитом советском фильме разыгрывали Николай Гриценко, Михаил Яншин и Алексей Грибов, два уездных следователя пытаются распутать таинственное убийство, случившееся в именье Кляузовка. Руководствуясь методом психологического анализа, они подозревают всех и вся и уже выходят на след преступников, но главная улика шведская спичка приводит горе-сыщиков к весьма неожиданному открытию. Автор инсценировки и постановщик Никита Гриншпун объединил в спектакле два чеховских рассказа «Шведская спичка» и «Супруга». Поэтому кроме насмешки над доморощенной криминалистикой в спектакле акцентируется мысль, что все бабы, как деликатно выразился автор, «низкие, подлые женщины». Актеры на чеховской территории чувствуют себя легко и непринужденно: немного понервничав в начале, к середине спектакля они преодолели премьерную зажатость, разыгрались и к финалу смотрелись победителями. И немудрено. В отличие от перегруженных сотнями интерпретаций хрестоматийных пьес, юмористические рассказы Чехова непаханое поле, на котором молодежь может резвиться в свое удовольствие и откалывать самые легкомысленные штуки, не боясь оскорбить классика. Вот они и резвятся: фарс, водевиль, цирк, театральный капустник, студенческие этюды, чего только не намешано в этом компактном полуторачасовом спектакле. Питомцы Олега Кудряшова отлично двигаются (некоторые сцены решены в духе акробатических номеров), поют (от русских народных, «чтобы душа развернулась», до православных псалмов) и играют на музыкальных инструментах небольшой оркестрик деревенских лабухов, как хор из античных трагедий, неизменно присутствует на сцене и комментирует события. Одна из самых смешных сцена поездки на дрожках, когда согбенные в три погибели молящиеся вдруг начинают покачивать бедрами и превращаются в запряженную тройку. Артисты не боятся опрокидывать свой спектакль и в другую, совсем не чеховскую стилистику: сцена допроса подозреваемых пародирует гангстерские боевики с сигарами, качающейся лампой и светом в лицо. Но в довольно условном пространстве, оформленном известной театральной художницей Ксенией Шимановской, единственной «взрослой» участницей команды, такие стилистические скачки не выглядят неуместными. Многих из участников спектакля зрители уже знают: исполняющий главную роль Евгений Ткачук успел сыграть Ипполита в постановке Андрея Жолдака «Федра. Золотой колосс», Юлия Пересильд была партнершей Евгения Миронова в спектакле Кирилла Серебренникова “Figaro”. В «Шведской спичке» наверняка будет замечен Роман Шаляпин, проявивший здесь незаурядное комическое дарование. Но главное умение, которое еще не растеряли молодые актеры, это умение играть в ансамбле. Поэтому здесь важна работа каждого Павла Акимкина, Владислава Абашина, Артема Тульчинского, Елены Николаевой, Марии Биорк, Елены Лабутиной. Ансамблевость одна из родовых черт всех театров-студий и студенческих спектаклей. В последнее время именно вчерашние или даже сегодняшние студенты все ярче выделяются на современном театральном пейзаже. Одним из главных ньюсмейкеров двух прошедших сезонов стал Сергей Женовач со своим курсом, превратившимся в независимую студию. Свой собственный театральный язык в Школе драматического искусства создает Дмитрий Крымов вместе с учениками. В прошлом году искушенные театралы стремились попасть на выпускные спектакли курса Олега Кудряшова. Те, кто видел их «Троянок», «Колесо фортуны», «Вия» и другие постановки, очень сожалели, что этим ребятам не посчастливилось, как «женовачам», остаться вместе и скоро этот многообещающий коллектив растащат по прутикам, которые затеряются в водовороте театральной рутины. Однако, как мы видим, мрачные прогнозы не всегда сбываются. Талантливых ребят взял к себе под крыло Евгений Миронов, и Театр Наций, как известно, не имеющий собственной труппы, стал для них чем-то вроде дома, где можно взрослеть и расти. И пусть пока «кудряши», как их ласково окрестили, не претендуют на многое, умению сделать неглупую комедию у вчерашних студентов стоит поучиться многим академическим театрам. |