Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Евгений Миронов уничтожил всю свою родню

Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
КЛАССИКА. «Господа Головлевы». МХТ им. Чехова. По роману Михаила Салтыкова-Щедрина. Постановка Кирилла Серебренникова. В ролях: Евгений Миронов, Евгения Добровольская, Алла Покровская…

Евгений Миронов вообще актер замечательный. Но особенно хорошо ему удаются роли юродивых (помните князя Мышкина?). Кирилл Серебренников, который поработать с Евгением хотел давно, будто бы подогнал под эту особенность артиста всю идею спектакля. Только если в «Идиоте» Миронов сыграл Светлого юродивого, то в «Господах Головлевых» он юродивый Темный. Такой вот сугубо национальный «Ночной Дозор»: маги-то — явление общепланетное, а нищих духом почитают за посланников тайных сил только у нас. Светлые юродивые несут спасение. Темные — бич России. Во всяком случае, так выходит по Серебренникову.

Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина стра-а-ашный! С пауком сравнивается. Братьев в могилу свел, мать погубил, до собственных детей добрался и их тоже смертоносной сетью оплел — все вокруг него гибнут, а он живет да жиреет.

А Серебренников прицепляет Миронову мушиные крылышки, когда тот за святого себя выдает. Это на случай, если мы раньше в нем муху не распознаем — ведь он все время на одной ноте разговаривает — жужжит. Перемещается, сгорбившись, голову в плечи втянув, к тому же пострижен гаденько, чтобы пущее отвращение вызвать. Крестится, пропуская ровно половину канонического движения: просто сверху вниз, и снова, и снова сверху вниз, быстренько так… Иудушка тут не страшный, а противный и совершенно невменяемый. А вокруг него тем не менее все, как положено, мрут.

 — Ужасные пауки нас губят? — спрашивает режиссер у классика. — Да нет, мерзкие мухи!

И еще сильнее принижает трагические образы: каморки, символизирующие вертикально стоящие гробы — во всяком случае, покойники появляются в них регулярно, — шибко напоминают деревенские сортиры.

Это только звучит смешно. На самом деле спектакль мрачен до невозможности. Бело-черно-серый цвет всего, что есть на сцене. Мешки, которыми тут все завалено. Нарочитая монотонность действия. .. Иудушка-кровопивушка и умрет, свалившись в груду мешков, потонет в них с головой. «Туда и дорога», — подумают зрители. Уж больно омерзительный у Миронова с Серебренниковым получился персонаж.