ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Край или конец света?

Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
На фестивале «Черешневый лес» — премьера «Дяди Вани». Четкого «внутреннего сюжета» как будто и нет. Есть (как у Чехова) «сцены из деревенской жизни».

Миндаугас Карбаускис в спектакле точно листает фамильный альбом, надолго задерживая зрительский взгляд на снимках. В альбоме — профессор Серебряков (Олег Табаков), Елена Андреевна (Марина Зудина), доктор Астров (Дмитрий Назаров), Соня (Ирина Пегова), дядя Ваня (Борис Плотников), матушка Мария Васильевна (Ольга Барнет).

Качеством «съемки» «сцены» из альбома весьма обязаны режиссеру и сценографам — Олегу Шейнцису и Алексею Кондратьеву.

Светлое свежее дерево полностью закрыло Большую сцену МХАТа. Две стены усадебного дома Войницких напоминают две ширмы театра теней.

Ближняя к залу стена состоит из чистых, сияющих стекол, из распахнутых окон. Веранда почти пуста, вещный мир чеховских домочадцев разрежен до предела: мощный фамильный буфет (с пестрым дачным букетом на полке), серебряный чайник, керосиновая лампа, самовар?

Да в высоте — полукруг слухового окна. Круглый, как нимб.

В узком пространстве меж стенами движутся силуэты. Все мизансцены — фронтальные. Группы героев вылеплены светом, обрамлены и «кадрированы» переплетами окон веранды. Отчего и возникает эффект «старого альбома».

Над «Дядей Ваней» Карбаускиса витает тонкий запах «Вишневого сада». (Особенно это родство подчеркнет лучшая сцена спектакля — финал.) Все ребячатся, игнорируя двери, вылезая на террасу прямо из окон. (Даже склеротически-величественная, намертво затянутая в корсет прогрессистка и суфражистка Мария Васильевна Ольги Барнет делает то же, когда поблизости нет слуг и домочадцев.) Детский бант завязан под подбородком прекраснодушного Вафли (Сергей Беляев). На бледного гимназиста возвышенных взглядов похож Дядя Ваня с белыми розами в руках.

Прелестно и беспардонно продлив детство до погоста, старые мальчики и дряхлые девочки «с принсипами» не получили, естественно, благую беспечность как дар небес. А легко, в темпе вальса, отняли ее у потомков.
Должен ведь на ком-то держаться дом?

У Сони, Ирины Пеговой из театра П. Н. Фоменко, косы до колен, детский румянец, детская неуклюжесть, рассудительность и звонкий голос подростка. Соне приходится быть в усадьбе Войницких и Аней, не получившей воспитания по безденежью и рассеянности старших. И «ключницей» Варей, отпускающей горох на кухне. И единственным взрослым человеком в семье.

Ирина Пегова в первых театральных ролях (сантиментальной и разбитной Судомойки в «Безумной из Шайо» и простодушно-лукавой Бабушки в «Белых ночах») казалась актрисой явно и ярко комедийной. Роль Сони решительно иная. «Диапазон» Пеговой расширяется — и скрытый комизм ее прежнего амплуа делает «чистую лирику» еще острей.

Есть старая русская легенда об ангеле, сосланном за жалость к людям с небес на землю в деревенские батраки. Такого ангела-хранителя, чье служение — вести счета и «на базаре мукой торговать», играет Пегова в «Дяде Ване».

Вот при всполохах грозы, при одной дальней свече, доктор Астров рокочет: «В человеке все должно быть прекрасно…» Вторую половину намертво затоптанной фразы зритель не слышит: гремит гром, в доме темно, Астров закрывает окно, продолжая жестикулировать и говорить.

Мы не слышим фразы Астрова — но за стеклом ее слышит Соня.

Зрителю же достается «немая фильма», тридцать секунд светописи, оживляющей убитые чеховские слова. Румяное, щекастое лицо влюбленной девочки вдохновлено словами Астрова. Перед незримым зеркалом Соня медленно подымает свои школьные косы, укладывает их короной. Желтоватый керосиновый свет сияет у нее за плечом. Отсветы лежат на стекле графинчика, на серебре, на старом дереве. Тяжелый силуэт доктора, притемненный фон усадебного мира — и робкое, освещенное лицо Сони?

В ее косах, в ее полной серьезности, в желтоватом рембрандтовском огне вспыхивает «прежняя красота», уже недоступная пастораль классической культуры. Вот тьма. Вот свет. Вот лицо девушки, еще знать не знающей, что все в этой жизни относительно.

Пунктиром таких острых, минутных, немых сцен и живет спектакль.

?У Някрошюса Владимир Ильин в роли Гаева, вальяжно и коварно бросая чеховскую реплику «Я - человек восьмидесятых годов!», вызывает в зале обвальный хохот: Ильин — Гаев действительно похож на человека 1980-х, так что причины и следствия продажи малой родины с публичного торга выступают еще рельефней. В «Дяде Ване» Карбаускиса на «людей восьмидесятых годов» похожи Астров — Назаров и Войницкий — Плотников.

Но они напоминают другую часть той же «чеховской породы в советской инкарнации». Тех, кто честно пытался удержать мир на плечах, сохранить леса от порубок, а имения — от долгов. Однако и из этого почти ничего не вышло.

Дмитрий Назаров — движущая сила в их дуэте. В его Астрове — сдержанное достоинство, мужество, уездная рассудительность, здравый смысл и насмешливый докторский опыт. Четкое понимание того, как неостановимо вырождается N-ский уезд. И того, сколь неинтересна динамика вырождения (да и возрождения тоже) — за пределами уезда. И того, как тесно он сам (земский гласный, поди) с этим уездом связан, сам себя обрекший общей судьбе.

?Менее всего похожий на «осеннюю розу, прелестную, грустную розу» — доктор Астров тоже силуэт из старого, знакомого альбома. Нервический и возвышенный Дядя Ваня в белых воротничках, Дядя Ваня — носитель лучших иллюзий, несомненный подписчик «Нового мира» (ну пусть «Русского богатства») — оттеняет и дополняет образ друга.

Звенит в буфете графинчик русского народного транквилизатора. Соня, позднее дитя той же породы человеческой, отнимает рюмки у обоих. 

А тем временем равнодушные, умеренно косорукие мужики в телогрейках закрывают деревянными ставнями пролеты веранды. Кончается сюжет. Профессор и Елена Андреевна, конечно, уедут — куда смогут. Зимовать, доживать здесь останется полусумасшедшая матушка «с идеалами». И эти трое, почему-то обрекшие себя сенокосам, больницам, базарам, счетам уезда N. 

Соня накидывает на плечи телогрейку. Они с Дядей Ваней пишут у лампы, на фоне старой мебели. Мужики деловито навешивают ставни (прочные, глухие, как двери). Уже остался один освещенный квадрат: дверцы многоуважаемого буфета, сухой букет в банке, желтый свет, белая бумага — и эти двое. Режиссер держит взгляд зала «на этом кадре» — долго, долго.

«Какие прекрасные лица — и как это было давно»? Целая библиотека текстов — в немой сцене, в «живой картине» старой русской семейной фотографии. 

Мужики закрывают и последнее окно усадьбы. Но не намертво! (И в этом — самый умный и самый целомудренный жест спектакля.)

Осталась щель, полоска медового света из-под глухой двери-ставни.

Под окном спит Караульщик в замурзанном ватнике и ушанке.

Вот и финал. «Старый альбом» пролистан и бережно закрыт.

Несомненно — рукой прямого и кровного потомка.
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002