ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

К пьедесталу наперегонки

Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
Фойе Театра имени Моссовета оглашали бодрые маршевые мотивы, рослые подтянутые девушки били рекорды скорости на велотренажерах, а общественность безуспешно втягивала животы. На пригласительном билете стояла пометка о том, что церемония вручения национальной театральной премии «Золотая маска» заменена спортивно-оздоровительным мероприятием. Нет — смокингам, да - тренировочным костюмам.

Чтобы тело и душа были молоды, «Золотая маска» старается, что ни год, разнообразить церемонии. В позапрошлом году, когда московская театральная общественность в полном составе отправилась по случаю юбилея Питера в путешествие на «Красной стреле», праздник в Александринке обрел железнодорожную окраску. Прошлой весной открытие фестиваля было перенесено в Цирк на Цветном бульваре, и рыжий клоун Калягин опрометью носился по манежу, так и норовя вдарить по заднице белому клоуну — Тараторкину.

По какому поводу так оспортивилась 11-я «Золотая маска», сказать трудно: возможно, это связано с патриотическим желанием организаторов видеть Москву олимпийской столицей 2012 года. Во всяком случае, сценическая картинка, придуманная режиссером церемонии Ниной Чусовой, до боли напоминала развешенные по всей Москве олимпийские плакаты с титром “Imagine it!”. Перед опереточным задником с видом на голубое небо застыли в эффектных позах фехтовальщики, подвисли на кольцах легкоатлеты, напрягли мускулы бодибилдеры, взятые напрокат из какого-то фитнес-клуба. Эдуард Бояков, выходя к публике, меланхолично постукивал по сцене мячом (мало ему прошлогодних полетов под куполом цирка), а Михаил Швыдкой, хоть и был при галстуке, отвертелся только тем, что выбрал для себя «костюм шахматиста».

Комментаторские функции устроители решили возложить на спортивного колумниста ГАЗЕТЫ Василия Уткина и актрису Ингу Оболдину. На новогодних утренниках принято интриговать детишек, оттягивая момент зажигания елочных огней, а на «Маске» елку заменили театрально-олимпийским огнем. Уткин и Оболдина иногда забавно, а иногда не очень комментировали перемещения факельщика, который, пока вручались награды, семенил по Москве, двигаясь от Большого театра к МХАТу, стремясь к Театру им. Моссовета, — все это можно было видеть на подвешенном экране.

Не обошлось без розыгрыша — эффектного, но жестокого. Когда дошел черед до номинации «лучший режиссер драматического театра», Юлия Рутберг извлекла из бутафорского баскетбольного мяча (это вместо традиционных конвертиков — чтоб случаю соответствовать) бумажку, где значилось имя Игоря Киселева из Белгородского муниципального театра, постановщика спектакля «Наедине». На сцену вышел никому не известный дядька и произнес прочувствованную благодарственную речь. Зал слушал благосклонно, вежливо аплодировал, и только театральные критики, заподозрив неладное, схватились за сердце — они-то точно знали, что такой человек в списке номинантов не числится. В зале полегоньку пошел ропот, но «первое апреля» быстренько кончилось: самозванец объявил, что он (ха-ха-ха) всего лишь помреж из Большого театра, а имя настоящего лауреата — Миндаугас Карбаускис. 

Карбаускис — Гинкас — 3:2

На розыгрыш с лжелауреатом зал «Золотой маски» купился по очень простой причине: случаи, когда награда уходила к режиссеру Пупкину из города Хрюпкина из одного лишь благородного желания погладить по головке российскую провинцию, не редкость; мало ли мы знали скандалов, когда сильнейшего побеждал слабейший. На печальном фоне прошлых лет решение жюри, возглавляемого профессором Инной Соловьевой, оказалось и взвешенным, и разумным. Миндаугас Карбаускис — правильное имя. Кого еще, как не его, назвать героем прошлого сезона — не Игоря же Киселева.

В разделе «драма» значились два спектакля Карбаускиса, выпущенных в театре Олега Табакова: «Когда я умирала» и «Дядя Ваня». Друг с дружкой они соревноваться не могли, поскольку идут на площадках разного размера, а правила «Золотой маски» запрещают смешивать спектакли, идущие на малых и больших сценах: разным весовым категориям, если уж пользоваться спортивной терминологией, положены разные медали. В номинации «спектакль малой формы» постановка Карбаускиса «Когда я умирала» победила конкурентов, а среди «спектаклей большой формы» «Дядя Ваня» проиграл «Скрипке Ротшильда» — сильной работе режиссера Камы Гинкаса по рассказу Чехова. Но если считать очки как в спорте, то у спектаклей Карбаускиса в совокупности оказалось три «Золотые маски» — еще актриса Ирина Пегова получила приз за роль Сони в «Дяде Ване». Справедливо, надо сказать, получила: это единственный, пожалуй, «Дядя Ваня», где Соня сделалась главным действующим лицом.

«Скрипка Ротшильда» выиграла дважды: Сергей Бархин, вырастивший на тюзовской сцене лес из гробов, победил в номинации «лучший художник». Счет между Гинкасом и Карбаускисом запросто мог сравняться, если бы номинацию «лучшая мужская роль» выиграл Валерий Баринов, сыгравший в «Скрипке Ротшильда» гробовщика Якова, но жюри предпочло Константина Райкина. Комический злодей Ричард III в его исполнении — отличная актерская работа, но безусловным лидером среди мужчин-номинантов он не был: с таким же успехом могли наградить и Баринова, и Дмитрия Назарова — ни одно из этих решений не было бы несправедливым.

Кажется, впервые за последние годы все без исключения «Золотые маски» в области драматического театра (если не считать поощрительных спецпризов жюри для якутского «Макбета» и питерского актера Александра Рониса, исполнителя роли Калафа в спектакле «PRO Турандот») останутся в Москве. Ведь к лауреатам-москвичам надо причислить и создателей театра «Тень» Майю Краснопольскую и Илью Эпельбаума — их «Апокалипсис», рассчитанный всего на одного зрителя, получил «Маску» в номинации «Новация».

Однако поводов для ликования и разговоров о небывалом расцвете столичной сцены, честно сказать, немного. «Золотая маска» 2005 отличалась небывало низким уровнем фестивальных спектаклей, причем это относилось как к привозным, так и к московским постановкам. Такой уж неурожайный сезон выдался, что поделаешь. Увы, этим театр невыгодно отличается от спорта: трудно себе представить легкоатлета, перепрыгивающего на Олимпиаде с шестом через низенький барьерчик. Возможно, именно из-за невысокого уровня программы театроведы, присуждая приз критиков, соединили свои голоса с музыкальными критиками. Как там ни крути, а новосибирская «Аида» в постановке Дмитрия Чернякова стала главным событием этой «Золотой маски».

Старые сказки о главном

Прогнозы экспертов, обещавших, что кукольные спектакли в этом году будут гораздо интереснее драматических, не оправдались. Постановок оказалось четыре, на одну больше, чем обычно. Появились новые театры: питерский «Кукольный формат» («Всадник Cuprum») и театр «Актера и куклы» Республики Саха («Человек»). Вот, пожалуй, и все. Остальные участники программы — «Кукольный дом» из Пензы («Забытая сказка») и Хакасский национальный театр «Сказка» (“Athanatomania”) не раз были если не лауреатами, то номинантами.

Кукольники работают в привычных жанрах: ставят сказки и притчи о взаимоотношениях человека с Высшей силой. Придумывая оригинальных кукол и совершенствуя форму спектаклей, авторы забывают о содержании. Главный недостаток почти всех работ — откровенно наивный или чрезмерно пафосный текст. В пластической импровизации «Человек», где куклы и актеры-люди играли историю о борьбе добрых и злых сил за человеческую душу, сочетание такого текста с избитыми театральными приемами (добрый дух — в белом плаще, злой — в черном и подсвечен «адским» красным) вызвало чувство, будто режиссер Петр Скрябин хотел сказать нечто важное, но не смог найти слов. Попав на кукольные подмостки, «Забытая сказка» по мотивам мультфильма «Волшебное кольцо» лишилась иронии, стала благостнее и сусальнее. Зрителям объяснили, что хорошо, а что плохо, и в финале подробно рассказали, какие дети родятся у Ваньки и его новой жены.

На грани между сказкой и притчей оказался «Всадник Cuprum», завоевавший две «Маски»: за лучший спектакль и за лучшую режиссуру. Апокриф о создании Петербурга — Петр I влюбился в чухонскую красавицу Неву и во имя любви к ней построил город, — сыграли изящные марионетки. Но даже красота их движений, похожих на странный танец, только временами отвлекала от несуразиц текста. После цитат из пушкинского «Медного всадника» резали слух диалоги, выдержанные в стиле мыльных опер и женских романов. А к Пушкину в спектакле приставали то мальчик Вова Набоков, то Евгений, герой «Медного всадника».

Лучшим художником был признан Сергей Иванников (“Athanatomania”), доказавший, что возможности кукольного театра безграничны. Но почти не используются. Уже много лет кукольникам не дает покоя дух Гордона Крэга, мечтавшего заменить театральных актеров марионетками. Воплощая его мечту, они из года в год делают спектакли, похожие на драматические. С одной стороны, кукольников можно понять. Начнешь осваивать новые приемы, используя живую музыку и кино, — спектакль попадет в номинацию «Новация». И прощай успех среди коллег по профессии. Однако на драматическом театре свет клином не сошелся: существует Петрушка, вертепные театры, кукольные традиции других стран.

Отправили в Сибирь

В нынешнем сезоне оперная афиша «Золотой маски» сложилась на редкость удачно, чему способствовали громкие режиссерские имена — Конвичного, Някрошюса и Чернякова. Да и география была довольно обширна: не только Москва и Петербург, но и Саратов, Ростов-на-Дону и Новосибирск. Выяснилось, что оперная провинция живет довольно активной жизнью и потихоньку набирает силы, чтобы на равных конкурировать со столицами. Новосибирский театр выступает на этом поле как равноправный и сильный игрок. Два года кряду он опережает Большой и Мариинский театры. Триумфальная победа новосибирской «Аиды», собравшей три основные «Маски» — за лучший спектакль, лучшую работу режиссера и лучшую женскую роль, да в придачу еще престижный приз критики, — тому яркое подтверждение. 

Спасибо надо сказать директору театра Борису Мездричу: он интуитивно угадывает, на кого делать ставку, и идеально подбирает постановщиков. В прошлом году новосибирская постановка оперы Шнитке «Жизнь с идиотом» получила две «Маски», включая главную — «за лучший оперный спектакль». Тогда эта победа была воспринята как сенсация и сотрясение основ. В нынешнем году успех новосибирской «Аиды» был почти предсказуем и предстал победой нового оперного мышления и авторского режиссерского театра над косностью старорежимного театрального стиля. Именно поэтому до последней минуты оставались сомнения относительно решения жюри: слишком уж яростные споры вызывает каждая работа Дмитрия Чернякова. Однако председатель жюри музыкального театра Родион Щедрин проявил приятно удивившую широту взглядов, и «Аида» под одобрительные аплодисменты и свист зала стала главным лауреатом.

На оперной «Маске» произошло еще одно, не менее важное событие. «Леди Макбет Мценского уезда» из Ростова-на-Дону в постановке Сусанны Цирюк оказалась очень сильной и динамичной работой. Фантастически изобретательная, подвижная массовка и общий «казачий» колорит — с боем на саблях, пышными крахмальными юбками и плавно-величавой повадкой Ирины Крикуновой, прекрасно исполнившей партию Катерины, — весьма впечатлили. Правда, «Масок» ни Цирюк, ни Крикунова не получили — зато призы достались главному дирижеру театра Александру Анисимову — профессионалу и чуткому музыканту — и художнику Зиновию Марголину. Его лаконичным декорациям жюри отдало предпочтение перед его же декорациями к петербургскому «Носу» — парадоксальными, опрокинутыми на зрителя.

Охладившиеся отношения между Мариинским театром и «Маской» отчасти стали причиной того, что другой важный спектакль Мариинского театра — «Жизнь за царя» в постановке того же Чернякова — вообще не попал в список номинантов; его выдвижению воспротивился сам Гергиев. От этого театр ничего не выиграл, а потерял, скорее всего, две «Маски», за женскую и мужскую роли для Сергея Алексашкина (Иван Сусанин) и Ольги Трифоновой (Антонида).

В отсутствие же мариинского спектакля вокальные «Маски» распределились иначе: Ирина Макарова получила приз за партию в «Аиде», а баритон Роберт Хэйл, спевший Летучего Голландца, оказался варягом, принесшим в Большой театр единственную оперную «Маску», — даже Конвичный, признанный мэтр оперной режиссуры, уступил в конкурентной борьбе Чернякову. «После скандала с „Детьми Розенталя“ стало ясно, что опера — уже не элитарное искусство, доступное немногим, она становится частью жизни общества; так оно и должно быть», — заявил Черняков со сцены.

Поставили в угол

Выбор «Золотой маски» в области балета и современного танца на сей раз был абсолютно предсказуемым, бесспорным и примечательным лишь в одном отношении: при внешней благосклонности к новациям он был предопределен самыми дремучими стереотипами. «Балетный» стереотип на протяжении всех постперестроечных времен сводится к тому, что русский театр должен наверстать упущенное в советские годы, освоив классику ХХ века. Мариинский театр преуспел в этом уже к середине 1990-х и с тех пор буксует в наезженной колее за неимением лучшей. Его артисты блестяще справляются с постановками Уильяма Форсайта “Steptext”, «Головокружительное упоение точностью» и «Там, где висят золотые вишни», в которых труднейшие академические элементы совмещены с самыми современными пластическими изобретениями (приз за лучший балетный спектакль). Надуманный тезис о том, что «классическим танцовщикам нужно еще чем-то дополнить свои умения», они убедительно опровергают, демонстрируя другую, малообсуждаемую проблему.

Если в начале постперестроечного «наверстывания» Мариинский театр действительно расширял свою стилистическую палитру и было интересно сравнивать отличия русского исполнения, скажем, Баланчина, от нью-йоркского, то теперь эти отличия снивелированы. В основной своей массе нынешняя мариинская труппа напоминает крепкую среднеевропейскую балетную компанию спортивного толка с атлетичными, гуттаперчевыми, но безликими парнями и крепконогими малообаятельными девицами. О фирменной петербургской легкости, изысканности, нюансировке и стилистической культуре танца уже не первый год приходится говорить либо эпизодически, либо с натяжкой. Утверждать, что «Мариинский балет освоил Форсайта», в этой ситуации не совсем верно; скорее Форсайт «перепахал» петербургскую труппу. И если Андрей Меркурьев, награжденный за лучшую мужскую роль в «Там, где висят золотые вишни», все же отличается неким артистизмом в других своих ролях, то Наталия Сологуб, отмеченная за лучшую женскую роль в “Steptext”, — яркое воплощение этого нового балетного идеала. Таким образом безусловная, добытая ценой многих усилий победа Мариинского театра весьма напоминает пиррову. Между тем альтернатива этой работе была: скромная, полуученическая, но грамотная и цельная «Магриттомания» Большого театра, где бывший танцовщик Большого Юрий Посохов удачно соотнес современные хореографические комбинации с возможностями молодых артистов, открыв им новые перспективы. Однако «Магриттомания» была отставлена еще на уровне экспертного отбора.

Стереотип восприятия нашего современного танца также состоит в том, что российские постановщики в принципе не понимают, что это такое, и потому стряпают винегреты из пластики, драматических этюдов и видеоинсталляций, отличающиеся лишь по степени утомительности. Исходя из этого логично, что премии удостоен «Тряпичный угол» екатеринбургской труппы «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова. Это и вправду забавное, не мучительное для зрителя лирико-комическое действо марионеток, не имеющее, однако, никакого отношения к пластическому авангарду. Если уж Смирнов и попытался создать новый танцевальный язык в «Песнях дождя», обратившись к ритуальным и этнографическим элементам, то эти попытки утонули в дешевых комичных подражаниях эффектам цирковых программ и эротических шоу. Так что можно понять жюри, не нашедшее в себе сил разглядеть в этой каше перспективные хореографические идеи.
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002