ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Здоровый дух

Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Оба жюри «Золотой маски- 2005» — драматическое и музыкальное выдали объективные решения по абсолютному большинству пунктов премиального списка. Победили сильнейшие, и в этом смысле идея провести церемонию закрытия в спортивном духе пришлась как нельзя кстати.

Без церемоний

На билетах слово «церемония» было зачеркнуто, а рядом пропечатано: спортивно-оздоровительное мероприятие. Слоган гласил: «О, спорт, ты мир, а мир, как известно, — театр». Сочинила все это режиссер Нина Чусова, известная театральная выдумщица, и упрекнуть ее практически не в чем: вечер в Театре им. Моссовета прошел вполне бодро. В фойе стояли тренажеры, декорация была стилизована под спортивную площадку, листочки с именами лауреатов доставали из баскетбольных мячей. Из лож, размахивая шарфами, скандировали речевки фанаты, а распоряжаться мероприятием актрисе Инге Оболдиной помогал спортивный комментатор Василий Уткин. Но главное, на сцену для вручения «Масок» выходили Ирина Роднина, Владислав Третьяк и баскетбольная команда ЦСКА. Люди спорта вызвали у театральной публики радость и умиление. А также гордость за театр, представший в столь выгодном отражении. 

Опера: триумф Новосибирска

Второй год подряд «Золотая маска» за лучший оперный спектакль достается Новосибирскому театру оперы и балета. В этом году это означало больше, чем признание профессионального качества. Постановка «Аиды» как раз уязвима, если рассматривать ее как последовательно воплощенную художественную идею. Она скорее знак курса, выбранного лидерами молодого поколения, искренними и модными одновременно. «Аида» оказалась способна расколоть и сплотить общество. Расколоть — по эстетическим предпочтениям. Сплотить — вопреки цеховым. Постановщик оперы Дмитрий Черняков, в энный раз ставший лауреатом «Маски», справедливо сказал о том, что опера начинает восприниматься как неотъемлемая часть современного театра. На спектакль сбежались далеко не только операманы, но и вся московская художественная тусовка. А пресса, аккредитованная на фестивале, будучи уверена, что жюри под предводительством Родиона Щедрина «Аиду» прокатит, сговорилась выдать ей приз критики. Но сражение между официальным судом и партией прогресса не состоялась: новосибирский спектакль наградили и судьи, и критики — причем последние впервые за историю фестиваля отдали свои предпочтения не драматическому спектаклю, а опере.

Директору Новосибирского театра Борису Мездричу у себя дома сильно достается за оперный арт-хаус, которому он дал ход в крупном государственном театре. Но в Москве союз сибиряков со столичными мастерами приносит победы. Лучшей певицей признали москвичку Ирину Макарову, ярко сыгравшую в «Аиде» Амнерис. Ложкой дегтя стало то, что премией обнесли дирижера Теодора Курентзиса, которому пришлось бороться с акустикой Кремлевского дворца и неритмичным Радамесом. Но в победе команды его вклад был одним из решающих. 

В этом году дирижерский конкурс на «Маске» был редкостно сильным — при том что Валерий Гергиев декларативно запретил себя номинировать. Дирижерская «Маска» досталась Александру Анисимову, сделавшему в ростовском театре работу европейского класса — оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Большой театр, попавший в целых семь номинаций, был удостоен лишь премии за лучшую мужскую роль — ее получил опытный американский легионер Роберт Хейл, спевший «Летучего голландца», — и спецприза за работу хора. Присутствие оперы Большого театра на фестивале растет с каждым годом, что абсолютно закономерно. Но побеждает тот, кто эффектнее рискует, — а в данном случае это были новосибирцы.

Весьма показательно, что в номинации «Оперетта/мюзикл» тоже победил Новосибирск — музыкальный спектакль «В джазе только девушки», выпущенный местным Театром музкомедии, выиграл у технологичного московского мюзикла «Ромео и Джульетта», а персональную награду получил стильно танцевавший «простак» Александр Выскрибенцев.

Балет: американский Петербург

Интрига балетного конкурса заключалась в соперничестве двух балетов Большого («Ромео и Джульетта» в постановке тандема Доннеллан — Поклитару и «Магриттомания» русско-американского хореографа Юрия Посохова) и спектакля «Форсайт в Мариинском». На таком фоне меркли даже очередная программа балетов Баланчина из Мариинки и баланчинская же «Серенада», представленная Пермским театром.

Петербург, заполучив главного хореографа современности Уильяма Форсайта, продолжил свой путь последовательного освоения мировых шедевров. Большой более радикально отряхнул прах последних бесславных десятилетий, но выбрал другой вариант интеграции в мировую лигу — нашел постановщиков, способных создавать спектакли на цивилизованном международном уровне.

«Маски» за лучший спектакль, лучшую женскую (Наталья Сологуб) и мужскую (Андрей Меркурьев) роли досталась «Форсайту в Мариинском». Действительно, сегодня любое соревнование с этим концентратом лучших работ лучшего хореографа мира выглядит попыткой паровоза взлететь за космическим кораблем. А ведь еще пять лет назад Форсайт был для любой мариинской сильфиды чем-то вроде научной фантастики.

Современный танец — самая захватывающая балетно-танцевальная часть «Маски» последних лет в этом году оказалась самой невыразительной. Эксперты вытянули в финал целых семь спектаклей, но почти все они выпадают в общий серый осадок. Так что гвоздем «Маски» в этом разделе стала презентация книги Екатерины Васениной «Российский современный танец. Диалоги» — первой в России, посвященной этому динамично развивающемуся жанру. А вот награда, выданная среднестатистическому Эксцентрик-балету Сергея Смирнова и их спектаклю «Тряпичный угол» — прокол жюри. Приятно, что единственный.

Драма: в Москву, в Москву

Премиальный сюжет в разделе драмы требует разве что минимальных комментариев. Во-первых, за вычетом двух спецпризов все «Золотые маски» остались в Москве, а значит, жюри под председательством театроведа Инны Соловьевой, отставив в сторону соображения политкорректности, судило спектакли исключительно с эстетических позиций. 

Во-вторых, хорошо, что два действительно лучших спектакля были разведены по разным номинациям. В итоге «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса (МТЮЗ) выиграла в «большой форме», «Когда я умирала» Миндаугаса Карбаускиса (Театр п/р О. Табакова) — в малой. Лучшим художником справедливо был назван Сергей Бархин, выстроивший в «Скрипке Ротшильда» целый городок из ладных свежеструганых гробов. Лучшим режиссером стал Миндаугас Карбаускис — «Золотая маска», таким образом, официально подтвердила очевидное: 33-летний Карбаускис, всегда чуравшийся сравнений с ровесниками, не нуждается ни в каких оговорках про новое поколение — он спокойно и уверенно встал вровень с признанными лидерами сегодняшнего русского театра.

Радостно, что «Золотую маску» за лучшую женскую роль получила Ирина Пегова — замечательная Соня из «Дяди Вани» (в постановке опять-таки Карбаускиса). Хотя тут у жюри был трудный выбор: и Евдокия Германова («Когда я умирала»), и Алла Покровская (мхатовские «Мещане») играли в этом сезоне превосходно. Но отдать приз Ирине Пеговой за ее первую большую и значительную роль — это ведь и в самом деле красиво.

Наверняка непросто было выбирать и между работами Валерия Баринова («Скрипка Ротшильда») и Константина Райкина («Ричард III» в «Сатириконе»). Возможно, в этом пункте жюри учло то, что «Скрипка Ротшильда» и так получает две «Золотые маски». Но можно поверить и критикам, смотревшим «Ричарда III» не только на премьере, и со всей ответственностью заявляющим, что сейчас Райкин играет намного мощнее, чем на первых показах. «Ричарду III» достался, кстати, и приз зрительских симпатий, учрежденный компанией Nestle, которая на всех фестивальных показах угощала публику кофе и раздавала анкетки для голосования. 

Наши аплодисменты — решению отдать приз «Новация» спектаклю «Апокалипсис» театра «Тень» (о котором «Ведомости» писали вчера). Очередные овации — спектаклю легендарной Пины Бауш «Мойщик окон» («Золотая маска» за лучшие гастроли сезона).

Хмыкнуть можно разве что по поводу спецприза с формулировкой «за соединение национальных традиций с поэтикой европейского авангарда» — это про якутский «Макбет» по пьесе Ионеско (Саха-театр им. Ойунского). Впрочем, этот бодрый спектакль с отлично тренированными артистами вполне соответствовал спортивному стилю церемонии. Второй спецприз драматическое жюри отдало актеру Александру Ронису, сыгравшему Калафа в «Pro Турандот» Андрея Могучего. Тут хмыкать не станем: забавный был этот Калаф.

От статуса к сути

На 11-м году жизни фестиваль «Золотая маска», похоже, обрел идентичность. Сама процедура отбора, конкурса и показа была хорошо отработана в первое десятилетие. Но сам фестиваль шарахался в поисках собственного смысла. Он то стремился доказать статус национальной театральной премии, помпезно проводя заключительные церемонии на сцене Большого театра, то скатывался к стилю задушевных посиделок актерской братии и награждал себя капустниками на сценах попроще. Теперь статус доказывать уже не надо, и от излишнего официоза можно легко остаться в стороне. На церемонии официальных лиц почти не наблюдалось. Разве что символическое вбрасывание мяча поручили Михаилу Швыдкому.

«Золотая маска» образца 2005 г. стала праздничным, но рабочим мероприятием со здоровым процентом состязательности. Это доказали и качественная работа жюри, и церемония с красивой идеей отражения театральных достижений в зеркале спорта.
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002