ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Стихотворения в позе

Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Сколько раз доводилось писать о фестивале «Золотая Маска», столько же и упоминать о том, что уровень представленных спектаклей вряд ли в полной мере отражает общее состояние российского театра. Всегда казалось, что где-то есть что-то более значимое, по непонятным причинам не попавшее в афишу фестиваля. И наоборот, странным образом попавшее вызывало недоумение. Предъявлять претензии экспертному совету было бы глупо, живые люди обладают не менее живыми личными пристрастиями, к тому же состав совета периодически меняется.

Но в начале второго десятилетия «Золотой Маски», кажется, искомое совпадение наконец-то случилось. Пристально отследив московский театральный сезон 2003/04 года, достаточно хорошо санкт-петербургский и в меру сил периферийный, понимаешь: афиша «Маски» — и есть то самое «лицо» современного отечественного театра. Прямо скажем, не слишком симпатичное. Явно усталое, с потухшими глазами, выдающее приметы пороков и болезней, но все же, как говорится, со следами былой красоты. Иногда на этом лице вдруг вспыхнет очаровательная улыбка, порой скатится красивая слеза, чаще же появляются какие-то невнятные гримасы и ухмылки. Что делать, такова театральная жизнь.

12 спектаклей большой и малой формы, отобранные на соискание Национальной премии, и сами кажутся масками, на время прикрывающими измученный театральный лик. Маски и их создатели, то есть главным образом режиссеры — принципиально разные, но волевым решением поставленные в единый строй. Впрочем, строя-то как раз и нет, есть многоликая и разновозрастная толпа, шагающая отнюдь не в ногу. Какой-то глобальной идеи нет и в помине, голосов поколений тоже не слышно. Существует только беспорядочное движение — неизвестно куда, непонятно зачем.

Стоны по поводу «новой драмы», сотрясающие театр, на Национальном фестивале не слышны вовсе. Представлена добропорядочная классическая афиша, где, как водится, лидирует Чехов (три спектакля), его догоняют Ионеско (два спектакля), Шекспир, Мольер, Горький, Гоцци и прочие. Относительная современность связана разве что с именами нашей Людмилы Петрушевской и француза Ж. Л. Лагарса. Опять же все как в жизни — даже режиссеры «новой волны» не слишком-то жалуют невнятные откровения драматургов-ровесников. Если же и обращаются к ним, то где-нибудь на камерных подмостках «второго эшелона».

Но это вовсе не значит, что классические спектакли нынешней «Маски» подернуты ностальгией по старому доброму театру. Разве что в двух спектаклях дана попытка извлечь из Чехова чеховское же, не переворачивая все с ног на голову: это «Дядя Ваня» Миндаугаса Карбаускиса (Театр под руководством Олега Табакова) и «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса (МТЮЗ). В остальных же постановках с классиками ведется порой агрессивный диалог, а их сюжеты — не более чем повод для весьма современного восприятия. Дон Жуан в одноименном спектакле Александра Морфова (Санкт-Петербургский театр имени Комиссаржевской) — не столько мольеровский, сколько сконструированный режиссером и послушно воплощенный Александром Баргманом: хам, парвеню и в общем-то никчемный человек. Донельзя снижены и замусорены «символами» горьковские «Мещане» Кирилла Серебренникова (МХТ имени Чехова). Вполне карнавален, почти по-шамански якутский «Макбет» Сергея Потапова (Саха-театр имени Ойунского). Хотя именно этот спектакль удачно соответствует духу автора Э. Ионеско. Заметно измельчал в соответствии с нынешними реалиями «Ричард III» Юрия Бутусова (Сатирикон).

Отдельная строка — «Три сестры» Евгения Марчелли (Тильзит-театр, Советск), где об Чехова буквально вытерли ноги, бессмысленно потоптались на нем, как на домотканом коврике, брошенном на сцену. Хорошо, хоть сапоги сняли, правда, тотальной «грязи» от этого не убавилось. Само же действие, казалось, происходило в каком-то портовом борделе, хозяйки и посетители которого друг друга стоили. Вообще спектакль подобного идейного и качественного уровня на «Золотой Маске» оставляет впечатление шоковое и весьма серьезно Национальную премию дискредитирует.

Причем добро бы, если б режиссер был обременен не только постановкой понравившейся ему пьесы, но хоть какой-то идеей, концепцией и т.п. Абсолютный пример отсутствия подобного — монотонный и утомительно затянутый спектакль «Король умирает» Вячеслава Кокорина (Омский театр драмы). Ставить ироничного Ионеско, не владея техникой театра абсурда, рвать психологически-трагедийные жилы по меньшей мере бессмысленно. Но даже если намек на некую идею и присутствует, то обычно исчерпывается за первые 15 минут. Так случилось с изобретательной, но навязчиво-однообразной «PRO Турандот» Андрея Могучего (Санкт-Петербургский театр «Приют комедианта»), где даже импровизации казались тщательно отрепетированными. В течение получаса были выданы на-гора все режиссерские откровения Морфова в «Дон Жуане». То же - и в «Мещанах». Но продвинутому зрителю (а именно такой посещает «масочные» спектакли) ведь интересно, не чем все закончится (он это и так знает), но как. Увы, все абсолютно предсказуемо.

Стилево и целостно выдержан с первой до последней ноты, кажется, всего лишь один спектакль — «Когда я умирала» Карбаускиса (Табакерка), уже достаточно увенчанный лаврами. Блестящая сценическая композиция, неожиданная и функциональная сценография, нестандартность режиссерских ходов, виртуозные актерские работы — если когда «Маска» и улыбнулась, то именно здесь, несмотря на мрачность названия постановки.

Кстати, непростой диалог с классикой без труда угадывается и в сценографии. Положа руку на сердце, можно сказать: художественное оформление спектаклей зачастую было куда более выразительным, нежели вымученные режиссерские концепции. Возьмите хотя бы работы Эмиля Капелюша в «PRO Турандот» (хотя висячие металлические палки кочуют у него из одного спектакля в другой) или Александра Орлова в «Дон Жуане». А уж о замечательном и абсолютно равнозначном тандеме Сергея Бархина и Камы Гинкаса в «Скрипке Ротшильда» и говорить не приходится.

Как известно, молодая режиссура в текущем театральном процессе упорно теснит мэтров постановочного цеха. Оно и понятно, патриархи работают вдумчиво и долго, молодые порой «пекут» по пять спектаклей в сезон. Из одиннадцати режиссеров-номинантов мэтров с устойчивой репутацией оказалось лишь трое: безусловный «классик» К. Гинкас, а также опытные В. Кокорин и Юрий Погребничко. Но если первый не уронил высокой планки профессионализма, то Погребничко в спектакле «Лестничная клетка» (Театр ОКОЛО) остался равен самому себе, а Кокорин эту планку явно не удержал. Достаточно спокойно, судя по увиденным спектаклям, плывут на театральном мелководье Бутусов, Марчелли, Могучий и Морфов. Что же касается наиболее молодых и модных Серебренникова и Карбаускиса, к которым в фестивальной афише примкнул Потапов из Якутии, то они, конечно же, перспективны. Но вот стоило ли перекладывать на их плечи все бремя сценических надежд? Вряд ли. Явный прорыв — все тот же спектакль Карбаускиса «Когда я умирала». Но в его последующем «Дяде Ване» от молодой дерзости и смелого поиска не осталось и следа — спектакль грамотен, профессионален, но от режиссера ждешь большего.

Кажется парадоксальным, но актер как таковой, как ярчайший манок конкретного спектакля сегодня мало кого интересует. Превалирование режиссерского взгляда, случившееся век назад, по-прежнему продолжается. Актер поневоле занимает вспомогательное место, становится «винтиком», который режиссер «вкручивает» куда и как ему угодно. Но вот беда, режиссеров-гениев найти трудно, прочие же невзначай или намеренно стараются «срубить голову» чрезмерно возвышающемуся артисту. Смотришь «масочные» спектакли и видишь хороших артистов, намертво зажатых в режиссерские тиски. Вряд ли роль Михаила Окунева (Беранже в спектакле «Король умирает») достойна столь высокой номинации, то же относится и к Бессеменову Андрея Мягкова («Мещане»), да и к Серебрякову Олега Табакова («Дядя Ваня»), сыгранному достаточно традиционно. В более выигрышном положении оказались Дмитрий Назаров, номинированный дважды (Тетерев в «Мещанах» и Астров в «Дяде Ване»), хотя угадывается его работа на сопротивление режиссеру, и А. Баргман (Дон Жуан) — впрочем, этот артист абсолютно «самоигрален». Так что по большому счету серьезно можно говорить в данной ситуации только о работах Валерия Баринова (Яков в «Скрипке Ротшильда») и Константина Райкина (Ричард III), сумевших синтезировать виртуозную внешнюю форму с глубочайшим содержанием.

Помнится, на одной из предшествующих «Масок» экспертный совет не предложил ни одной кандидатуры на лучшую женскую роль. По гамбургскому счету, это можно было бы сделать и сейчас. Тем не менее на «Маску» номинировались шесть актрис разного возраста и степени авторитета — от Аллы Покровской (Бессеменова в «Мещанах») до Ирины Пеговой (Соня в «Дяде Ване»). Сказать, что у кого-либо из них случились серьезные открытия, не представляется возможным. Да и их творческие судьбы знавали лучшие времена.

В целом же завершившийся фестиваль вряд ли впишет яркую страницу в отечественную театральную историю. Он не принес неожиданностей, не представил новых имен и не открыл «второго дыхания» у патриархов. Он был в меру будничен — совсем как и сам театр последних сезонов. Быть может, российская сцена «держит паузу» перед очередным рывком. Скорее всего, судя по сезону текущему, на следующей «Золотой Маске» эта пауза продолжится. До той поры, пока неожиданно не родится какая-нибудь дерзкая идея. Пока драматурги, режиссеры и актеры не заговорят на одном языке, притом понятном и публике. Пока они не отважатся на вызов, настоящий, а не псевдоэксперимент, отринут буржуазную успокоенность или неофитский азарт разрушения и по-хорошему «проголодаются». Сколько потребуется на все это времени, не знает никто. Нужен ли в подобной ситуации парад так называемых «национальных достижений»? Впрочем, это вопрос без ответа.
Пресса
Мотор и балерина, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 8.11.2017
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, Наталья Анисимова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал «ЯМосква», 7.11.2017
Интервью с Ириной Пеговой о спектакле «Светлый путь. 19.17», Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2017
Ирина Пегова в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 20.10.2017
Ирина Пегова сыграет Крупскую, Мария Михайлова, Театрал, 3.09.2017
Цветы-цветы, Татьяна Купченко, Современная драматургия, № 4, 2016, 30.01.2017
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
Ирина Пегова: мечтаю быть балериной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Ирина Пегова продлила дочке Тане Новый год, Михаил Садчиков, Вечерняя Москва, 5.03.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Ирина Пегова: «Надо радоваться тому, что имеешь», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 19.10.2012
В Петербурге вручили премию имени Андрея Миронова, Балтийское информационное агентство, 9.03.2012
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Ирина Пегова: «Ты можешь править черновики, править свою жизнь», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, № 2 (60), 02.2010
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Частный взгляд на театральный сезон, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.06.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
От Брюллова до пургена, Елена Ямпольская, Известия, 18.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Платоновская проза, Елена Ковальская, АФИША, 15.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, Ваш досуг, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Ирина Пегова: «Я играю попусту растраченную жизнь», Сергей Конаев, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Ирина Пегова: «Во мне живут два человека», Psychologies № 10 за 2006 года, 11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Безумная Шайо, Ольга Егошина, Вёрсты, 4.06.2002
Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, № 15-16 (633-634), 05.2002
Фоменко и невидимки, Глеб Ситковский, Метро, 25.04.2002
Реальности не бывает, Дина Годер, Еженедельный журнал, 25.04.2002
«Старухи» переиграли всех, Нина Агишева, Московские новости, 16.04.2002
Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчин, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 12.04.2002
Сестры по разуму, Наталия Каминская, Культура, 11.04.2002
Бомжихи в стиле декаданс, Алла Шендерова, Общая газета, 11.04.2002
Обруч — в небо, буржуев — в канализацию, Глеб Ситковский, Алфавит, 9.04.2002
Французские юродивые на московской сцене, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2002
Евы Парижа, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2002