Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов»

Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007
Новогодние интервью Олега Табакова стали для нашей газеты доброй традицией. Табаков ведь из тех людей, кто любит подводить промежуточные итоги. Наверное, потому что они у него есть. И средняя зарплата в Художественном театре за декабрь — 99 тысяч рублей, и готовое здание Школы для одаренных детей при «Табакерке», и вновь ожидающееся пополнение в разветвленном табаковском клане — все это предметы законной гордости. Вместе с Олегом Павловичем окинула взглядом уходящий год обозреватель «Известий» Елена Ямпольская.

«Идею „грабь награбленное“ я считаю безусловно скотской»

вопрос:
Олег Павлович, ваш «подвальный» театр, он же «Табакерка», недавно вернулся из Чехии. Хотя, по вашим же словам, сейчас гораздо выгоднее ездить на Восток, чем на Запад. Гастроли в Сургуте или Ханты-Мансийске дают затем возможность поставить два-три новых спектакля…

ответ: Да, в западном направлении мы в последние годы практически не движемся, не видим в этом смысла. Чехия — исключение из правила, обусловленное моим личным отношением к этой стране. Чехословакия была первой моей «заграницей», здесь меня встретили чрезвычайно ласково, были ко мне добры… Наш нынешний визит оплатил Первый чешско-российский банк, мы играли в Братиславе и в Праге. Не «чес по синагогам», не антреприза с двумя стульями и фикусом, а полноценный репертуар, отражающий реальное сегодняшнее лицо нашего театра. Таким образом я сказал чешскому зрителю «спасибо» за любовь.

в: Когда эта романтическая история началась?

о: В 1961 году я приехал на «Фестиваль фильмов трудящихся». Нас возили по стране, кормили, поили, дарили всякие необходимые в хозяйстве и труднодоступные на тот момент вещи: пледы, постельное белье, зажигалки… Это был другой мир. Среди стран соцлагеря Чехословакия выделялась довольно высоким жизненным уровнем. Возили меня на «Татре», закрепленной за министром культуры. Бедный министр, видимо, пешком в это время передвигался… У «Татры» был откидной верх. Однажды я дремал, как обычно, на заднем сиденье после вечерней закуски, проснулся, посмотрел наверх и увидел над собой гроздья черешни. Я попросил водителя остановиться. «Можно ее съесть?» Мне сказали: «Ешь!»
То есть все началось с каких-то волшебных, райских ощущений, а впоследствии усугубилось дружбой с драматургом Павлом Когоутом, с Эвальдом Шормом, который вызвал к жизни целое поколение мировых режиссеров, включая Милоша Формана. У Шорма был такой фильм — «Отвага на каждый день». Первое сомнение в истинности социалистических идеалов. Там главную роль играл Ян Качер, с которым мы потом объединились в работе над «Ревизором».

в: Над тем «Ревизором», где вы играли Хлестакова всего месяц, а легенды про этот спектакль ходят до сих пор.

о: Начало всей истории особых легенд не обещало, напротив, было сугубо прагматическим. Я приехал в Прагу читать лекции и прогулял суточные, которые были отложены на приобретение джинсов для всей семьи. Вернуться в те поры, в 1960-е годы, домой без джинсов — это было все равно что родину предать. На мое сиротское счастье обнаружилось, что в Чехословакии платят за интервью. И я стал давать интервью направо и налево. В одну газету дал интервью о Гоголе в целом, в другую — отдельно про «Ревизора», в третью — про Хлестакова, что я о нем думаю… Заработал денег, купил джинсу, вернулся домой, и спустя месяца полтора пришел мне по почте огромный конверт из пражского театра «Чиногерны клуб», которым руководил тогда Ярослав Вострый. С приглашением ввестись в спектакль Яна Качера «Ревизор». У них случилось ЧП - предыдущий исполнитель, не профессиональный актер, медик, кажется, после гастролей в Англии решил назад не возвращаться. Требовалось срочно заткнуть брешь. Видимо, кому-то на глаза попались мои многочисленные интервью, и выбор пал на меня… Человек я легкомысленный, тем более что на дворе стоял 1968 год, инфаркт еще был впереди…

в: Как же впереди, когда позади?

о: Конечно. Глупости говорю. Инфаркт уже был. Но это не важно — впереди, позади, главное — выжил. В общем, они дали мне шесть дней, и за эти шесть дней я подготовил роль Хлестакова, хотя ни разу ее до этого не играл. Но вроде бы все получилось, с большим энтузиазмом публика чешская меня встретила, мы играли с аншлагами, и уже какой-то немецкий продюсер составил план мирового турне — Новая Зеландия, Южная Америка, Япония. .. Ну а потом грянул август1968-го с танками, и все закончилось. Но и сейчас, спустя сорок лет, меня в Праге возле театра ждут молодые люди и говорят, что их родители видели меня в роли Хлестакова.

в: Вы, когда бываете в Восточной Европе, у бывших наших братьев по строю, уютно себя чувствуете?

о: Вполне. Ты знаешь, в Чехословакии, Венгрии, ГДР, даже в Финляндии все эти искремасы, мальчики, рубившие мебель, «Чистое небо», «Люди на мосту», позже — «Полеты во сне и наяву», «Неоконченная пьеса для механического пианино» — странным образом поднялись над укреплением дружбы народов и проведением дней культуры Советского Союза…

в: Мы спасли страны Восточной Европы от фашизма, но привили им социализм с не очень человеческим лицом. То есть, на ваш взгляд, сделали им больше хорошего или дурного?

о: Лен, мы самим себе сделали столько дурного… 72 года лжи и разрушения. 

в: Ну, подождите, Олег Павлович, неужели за 72 года не было ничего созидательного? И совсем не было правды? Ведь это не так.

о: Когда я говорю «ложь», я имею в виду глобальные, основополагающие вещи. Для меня, например, Великая французская революция — ложь. И идею «грабь награбленное», в каком бы виде она ни преподносилась, я считаю безусловно скотской. Наверное, тут сказывается мое социальное происхождение. По папе оно пролетарское, мастеровое, но по маминой линии я из очень состоятельной семьи, которой принадлежало огромное имение в Одесской губернии. Дед производил невиданное количество зерна. Он умер спустя два года и два месяца после Октябрьского переворота — на своем диване, в своей библиотеке, в своем господском доме, что означало для меня, знавшего об этом из рассказов бабушки, что «угнетаемые» и «эксплуатируемые» дедушкой крестьяне два года защищали всю его семью от красных, белых, немцев, гетманов, бандитов, а потом провожали деда на кладбище… Я про все это узнал, когда мне было лет 8-9. И дальше жил по двойной или тройной бухгалтерии, сопоставляя ту информацию с двумя арестами, которые произошли в нашем доме… Ну да ладно. «Не в этом дело, Барон», — как говорит Сатин в пьесе «На дне». Я не идиот и не ханжа, и, конечно, целую эпоху черной краской мазать не собираюсь, но мне диктатура рабочих и крестьян глубоко не симпатична.


«Лелик, я буду секретарем по идеологии, а ты - министром культуры»

в:
Да вам, наверное, только творческая диктатура может быть симпатична. Но, насколько я понимаю, при всех ваших прогрессивных взглядах вы не из тех, кто живет с головой, постоянно повернутой в сторону Запада.

о: Я человек безнадежно русский. Это моя земля, я нигде не чувствую себя так, как в России, и все радости мои связаны с этой землей. Я испытываю радость от того, что потихоньку бедность сокращается. От того, что президент Чувашии Николай Федоров во всех школах установил интернет. Повернутость на Запад, она ведь сама по себе не добавляет людям ни образованности, ни ума, ни хотя бы умения правильно держать лицо. Я только что вернулся с коллегии Министерства культуры, где обсуждались планы по празднованию 150-летия Антона Павловича Чехова в 2010 году. И почти случайно прозвучала сумма, которую выделила нынешняя украинская власть на спасение Дома-музея Чехова в Ялте, — 15 тысяч долларов. Я громко засмеялся и попросил слова. Заметил, что дискутировать о законности владения Украиной нашим Крымом я не стану, но констатирую вопиющее равнодушие незалежно-цветных руководителей. Чтобы не сказать «свинство». Ладно, бог с ними, темные они люди, несмотря на кембриджи и оксфорды. Но у нас в России, наверное, едва ли не все драматические театры имеют в репертуаре пьесы Чехова. Мое предложение: пусть каждый театр, сыграв спектакль — а в афише МХТ на сегодня две чеховские пьесы, значит, с нас два спектакля, — перечислит сборы на специальный счет, который мы откроем в Сбербанке и который будет абсолютно прозрачным. Я думаю, что мои личные хорошие отношения с Германом Грефом тут тоже помогут. В конце концов, Антон Павлович — это человек, до сих пор дающий кусок хлеба мне и моим товарищам. Мне дом в Ялте дорог, я там снимался. Гиляровского играл, заклеенный со всех сторон пластикой и шерстью…

в: Что побудило вас принять участие в предвыборной кампании «Единой России»?

о: Мое участие выразилось в том, что ко мне приехали, задали мне ряд вопросов, я на них ответил, а потом из этого интервью был сделан ролик. Причина моего на то согласия проста и очевидна: последние семь лет я помимо театра, который мною был зачат и взращен, должен был заниматься и делами другого театрального организма — более крупного и гораздо более трудного. К этому организму — Московскому Художественному театру — участия со стороны власть имущих не наблюдалось очень давно. Я не развращение подачками имею в виду, не спецпайки и возможность поехать за границу… Из всех правителей российских, при которых существовал МХТ, включая государя Николая Александровича, только подполковник Владимир Путин по-человечески участливо и внимательно решился оказать театру помощь. Для меня это важно — я ведь учился в Школе Художественного театра, мне там дали ремесло в руки, и я - таким вот образом, при помощи Владимира Путина — смог выразить свою благодарность. Низко поклониться. Видишь ли, у меня четверо детей, четверо внуков и еще внук или внучка на подходе…

в: От кого?

о: От Антона… Учитывая данный серьезный факт, я понимаю, что должен еще многое сделать, чтобы покинуть этот мир с чистой совестью.

в: На выборах 2 декабря вы голосовали за «единороссов»?

о: Конечно. Я голосовал за Путина.

в: Только из чувства благодарности?

о: Нет. Я не вижу альтернативы. Одним из очень больших разочарований стала для меня разобщенность либеральных экономистов. Там ведь есть люди с хорошими мозгами, которые можно было бы на службу отечеству поставить. Когда я вижу, что междоусобица разрушает конструктивную оппозицию, я думаю: ребята, что же вы сами топчете собственные всходы?

в: По-моему, мы все, кто проголосовал за «Единую Россию», сделали это в значительной степени авансом. Ожидая определенных действий. Чего ждете лично вы?

о: Могу сказать. Я надеюсь на повышение квалификации людей, входящих в правительство России. Господу Богу за те слезы, которые были пролиты на этой земле, было угодно повысить цену на баррель нефти до 95 долларов. Я не уверен, что это достойная плата, но тем не менее было бы совсем грешно и бездарно не распорядиться предлагаемыми обстоятельствами для улучшения жизни людей. Вот, как говорит Шуйский в пьесе «Царь Федор Иоаннович», «на это дело крепко надеюсь я».

в: Кстати, по поводу правительства. Если бы вам предложили…

о: Нет.

в: Почему? Из вас бы хороший министр культуры получился — грамотный, деловой, с живыми глазами. И главное — авторитетный.

о: Наверное.

в:…скромно сказал Табаков.

о: У нас с Олегом Николаевичем Ефремовым бывали полосы отчуждения, но бывали и периоды большой симпатии. В такие времена он говорил, приняв необходимое на грудь: «Лелик, я буду секретарем по идеологии, а ты - министром культуры». Тандем получился бы будь здоров. Наворочали бы… Нет, я хорош в том, чем я занимаюсь. Перемены в высшем руководстве — это еще не все. Должно вырасти непоротое поколение, как говорил армянин граф Лорис-Меликов, осаживая всеобщую эйфорию по поводу отмены крепостного права. Я каждый год принимаю участие в наборе в Школу-студию МХАТ. Я смотрю на сына своего Павла и его приятелей. Мне кажется, сегодняшние 12-летние вырастут и вспомнят вирши: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»

в: Серьезно? Вы так думаете?

о: Я - да. В моем решении открыть при Театре Табакова школу для одаренных детей именно эта вера сказывается.

в: Насколько я знаю, здание для школы уже готово.

о: Да, на углу улиц Чаплыгина и Макаренко, где стояла когда-то наша общага.

в: Это замыслено как интернат?

о: Пансионат. Некая версификация Императорского Тенишевского училища. Пока там будет преподаваться только актерское мастерство. Если затея окажется жизнеспособной, добавим другие варианты обучения. Как только решатся все юридические вопросы, я собираюсь отправиться в путешествие. Потрачу на это месяц своего отпуска — проеду от Владивостока до Смоленска. С остановками в Иркутске или Красноярске, в Екатеринбурге или в Нижнем Новгороде, затем — Саратов, Калининград, Смоленск. Смоленск — чтобы руку запустить еще и на Украину и в Белоруссию. Во время этого вояжа надо отобрать 120 человек, привезти их в Москву и уже из этого числа оставить пятую часть. То есть 24 человека. Обучение рассчитано на три года. Три последних класса — девятый, десятый, одиннадцатый. Лучшие из выпускников получат право поступить без экзаменов в Школу-студию. Таким образом я рассчитываю дважды снять сливки с молока.

в: Кто в этой школе будет преподавать?

о: Ведущие артисты нашего театра.

в: А у них по времени получится? Они же ведущие, то есть нарасхват…

о: Получится не получится — это всегда вопрос очень практический и сиюминутный.

в: Тогда поставлю вопрос по-другому: а хотят ли они этим заниматься?

о: Хотят. В них самих было вложено когда-то столько любви, что они помнят об этом и готовы передавать эту любовь дальше.

в: За чей счет будет вестись обучение?

о: За счет государства. Кроме того, мы создадим попечительский совет, будем привлекать деньги бизнеса, чтобы достойно платить педагогам, чтобы дети нормально питались… Будет штат так называемых дядек, призванных следить за дисциплиной, безопасностью. 24 человека — это первый набор. Вообще пансионат рассчитан на 60 учащихся. Наверняка среди них будут и москвичи.


«Девушка Маша недюжинные физические возможности демонстрирует»

в:
Реконструкцию МХТ уже можно считать завершенной?

о: Нет еще. Мы должны обеспечить доступ в театр людям с ограниченными физическими возможностями, для чего будут построены два специальных лифта.

в: Какой же вы молодец…

о: Из глобальных вещей — есть идея снести производственные мастерские МХТ, которые 60 с лишним лет не ремонтировались. Это руинное здание, чуть меньше 4000 квадратных метров, где любая вилка, вставленная в любую розетку, вызывает как минимум короткое замыкание, а как максимум — пожар. Среди моих друзей есть люди, которые готовы на этом месте без единого бюджетного рубля поставить новое современное здание площадью 20 000 метров. Из них 40 процентов, то есть 8000 метров, будет принадлежать театру. Там мы сможем, в частности, создать модуль, точно воспроизводящий нашу Основную сцену. Сейчас ради выпуска любой премьеры мы закрываем сцену на 6-8 дней, что наносит ущерб примерно в 5 миллионов рублей. А так, собрав в точном аналоге сцены декорацию, подогнав ее и даже частично разметив свет, мы сократим простой сцены до полутора-двух дней. Кроме того, ведется речь о строительстве филиала Художественного театра — пока на задах Театра-студии киноактера. Правда, окончательное решение еще не принято, но все равно география — где-то в пределах Садового кольца.

в: Зачем при наличии трех сцен Художественному театру понадобился еще и филиал?

о: Чтобы молодые имели возможность много работать и быстрее взрослеть. Особенность нашего ремесла заключается в том, что оно передается только из рук в руки. Молодой актер растет только выходя на сцену рядом с мастерами. В филиале будут и зал на 700 мест, и сцена-трансформер 400-местная, и кинозал, где можно посмотреть записи спектаклей, и библиотека, куда любой человек сможет прийти…

в: Часто говорят, что Табаков слишком увлекся стройками — у вас ведь и новое здание «Табакерки» возводится…

о: Да. Сейчас идет бетонирование второго уровня.

в: А творческие дела — как опять же говорят — у вас теперь на заднем плане.

о: Мало ли чего болтают. Меня это не волнует.

в: Но ведь минувший сезон в МХТ был очень неудачным.

о: Неудачным — это еще мягко сказано. Но, с другой стороны, мы по причине реконструкции вынесли десять месяцев бомжевания, кочевали по Москве. Хотел бы я посмотреть на театр, который сохранит высокий уровень при таких условиях.

в: На Основной сцене первую премьеру текущего сезона выпустят не раньше марта. Это будет «Конек-Горбунок» с вами в роли царя…

о: На Основной — да. Но до этого будут на Малой сцене американская грустная комедия"Белый кролик"с Андреем Мягковым в постановке Евгения Каменьковича, «Сенная лихорадка» Ноэля Коуарда с Ольгой Яковлевой, «Сорок первый» по Борису Лавреневу. А на Основной сцене Адольф Шапиро будет делать «Обрыв», и, может быть, Кирилл Серебренников до конца сезона начнет «Трехгрошовую оперу».

в: Как вы собираетесь отмечать 110-летие Художественного театра в будущем году?

о: Никак не собираемся. Надо просто работать и делать хорошие спектакли. Не фанфары нужны сегодня театру, а прирастание возможностей. А то отмечаем, отмечаем, отмечательские мозоли уже набили… Слишком много еще надо сделать до 2010 года, когда мой контракт в МХТ закончится.

в: Операция «Преемник» уже началась?

о: Она началась давно, но это очень непросто, и я постараюсь принимать в ней минимальное участие. Не мне принимать решение, кто возглавит Художественный театр после 2010-го.

в: Однако «курс Табакова» необходимо продолжить. Особенно в области социальной политики…

о: Я не говорю, что в МХТ все идеально. Но у нас женщины получают по 6000 рублей в месяц на каждого ребенка. Человек, прослуживший в театре 25 лет, вне зависимости от того, выходит он на сцену или нет, получает свои 25 000 в месяц. Зарплаты молодых никак не меньше 15-18 тысяч. И вообще ни уборщицы, ни вахтеры не получают у нас меньше 10 000 рублей. Это реальность. У меня очень конкретная цель — чтобы работа в театре обеспечивала людям достойную жизнь.

в: Сколько МХТ сегодня зарабатывает сам?

о: От 12 до 17 миллионов рублей в месяц.

в: В объемах от госдотации это какая доля?

о: Процентов сорок пять.

в: Есть еще одна распространенная претензия к Табакову — он делает ставку на звезд.

о: Во-первых, большинство этих звезд — мои ученики. Я их для себя воспитывал. Во-вторых, я не скрываю, что именно звезды на сцене обеспечивают нормальную жизнь театру. Поэтому, когда я думаю о «Крейцеровой сонате», я думаю о Михаиле Пореченкове. В связи с «Трехгрошовой оперой» — о Косте Хабенском. Планируем в «подвале» «Одесские рассказы» по Бабелю — держу в голове Сережу Безрукова.

в: При этом, когда Пореченков, Хабенский, Безруков, вообще любой из подведомственных вам артистов отбывает на съемки, вы берете с продюсеров компенсацию в фонд театра… Считаете это справедливым?

о: Абсолютно.

в: Но ведь кино и телевидение, грубо говоря, «раскручивают» ваших учеников. Благодаря этому в зал приходят все новые и новые зрители — посмотреть на своих сериальных кумиров…

о: Существуют законные взаимоотношения между театром, человеком, подписавшим контракт на сезон, и его «левыми» работодателями. Мы взимаем со съемочной группы только государственную стоимость рабочего дня того или иного актера, а она составляет максимум две тысячи рублей.

в: Если вы уйдете из Художественного театра после 2010-го, то руководителем «подвала» все равно останетесь?

о: Да. «ЕБЖ», как говорил Лев Николаевич. Если буду жив. Это мои дети, и я к ним вернусь уже окончательно.

в: Что там обещает зрителю нынешний сезон?

о: Ближайшая работа — «Отцы и дети» в постановке Константина Богомолова. Затем «Серена и Виктория» Александра Галина, «Старший сын» Александра Вампилова, «Идеальный муж» Оскара Уайльда. У нас есть договоренность с Алексеем Ивановым на инсценировку Галиным его романа «Блудо и мудо». Кроме того, надеемся получить от Иванова и оригинальную пьесу, специально для нас написанную.

в: Такой человек, как Вова Машков, который после долгой голливудской паузы вновь востребован нашим кинематографом, для Театра Табакова — человек потерянный?

о: Нет, отчего же? Он думает, соображает, звонит мне регулярно. Ищет для себя работу, которая ему самому объяснила бы, почему он возвращается именно с ней. Вернуться он может только по любви. Никто никому ничего не должен — ни он театру, ни театр ему. А для любви надо, чтобы звезды сошлись соответствующим образом…

в: Кстати, о сделанном по любви. Как ваши ребята — Маша, Павлик?

о: Спасибо, слава Богу. Павел приносит из школы в основном положительные оценки, а девушка Маша недюжинные физические возможности демонстрирует. Встает утром и целый день движется, движется, движется…

в: На кого похожа?

о: Размером щек — на меня. И нравом тоже — она активно вступает в контакт с окружающим миром. Как князь Святослав: «Иду на вы!».

в: Отношения у старшего с младшей сложились? Ревности нет?

о: Они внятно выраженные нежные чувства испытывают друг к другу. Десять лет — это, видимо, та разница в возрасте, когда он для нее — защита, а она для него — объект для покровительства. Он все время ее таскает на руках, а ее уже таскать довольно трудно, так что он к себе ее прижимает и откидывается, чтобы как-то сбалансировать вес…

в: Ну, так вы остановились в личном приращении клана Табаковых? О внуках я не говорю…

о: Точно сказать не могу, но, надеюсь, Бог милует…