ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Чего не хватает Олегу Павловичу

Татьяна Москвина, Аргументы недели, 20.08.2009
17 августа исполнилось 74 года О. П. Табакову, народному артисту СССР, художественному руководителю МХТ имени Чехова и театра-студии, известного в народе как «Табакерка». Следующий год — юбилейный, поэтому репетируем заранее юбилейную речь!

Согласитесь, вроде бы странная постановка вопроса — чего не хватает Олегу Павловичу?

Всего ему хватает. Прославленных ролей в театре и кино, начальственных постов, детей, учеников, любящих актерских сердец и навек преданных зрителей. Всяких чинов и званий досыта. Даже неприятностей, особенно в последнее время, — не то что хватает, а явно через край.

При такой солидности (какой бы купец вышел из Табакова лет 150 назад! Загляденье! Самому Островскому с него бы образы писать!) нет в Олеге Павловиче начальственной давящей тяжести. Завидев его, люди улыбаются с удовольствием — чуют правду. Ту правду, что под добротной, богатой шубой из чинов и славы скрывается шальной мальчишка, озорник и проказник. У которого в каждом глазу по сто чертиков, а в душе — настоящий полнозвучный дар вольной игры.

Этот чудный дар прошел изрядные испытания, прожил вместе со всем народом эпохи и эры. И нынче Олег Табаков — еще и носитель огромного опыта, представитель великой русской театральной культуры ХХ века.

Таких орлов у нас — единицы. Татьяна Доронина, Алла Демидова, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Юрий Соломин, Алиса Фрейндлих, Галина Волчек, Сергей Юрский, Ольга Яковлева, еще несколько человек. Каждого хотелось бы завернуть в какую-то мистическую оболочку для пущей сохранности!

Между тем вы редко увидите этих уникальных людей на телеэкране и уж тем более — в современном кинематографе. О них не так-то часто пишут, и нельзя сказать, чтобы всех их легко можно было увидеть в театре — в спектаклях, на них поставленных, и ролях, для них предназначенных. Это все равно что царские сокровища взять да запереть в подвал, куда нет ходу!

Так вот, вернемся к вопросу, чего не хватает Табакову. Вот в чем парадокс: ему не хватает… внимательного и любящего художественного руководителя. Он сам художественный руководитель. И в этом качестве самим собой как актером занят весьма мало. И никто, в общем, его актерской судьбой не занимается.

И к чему это приводит? К тому, что со времени выхода неплохой комедии Т. Кеосаяна «Президент и его внучка», где Табаков великолепно сыграл Президента, прошло, господа, девять лет. И никаких ролей, достойных Олега Павловича, с тех пор в кино не нашлось. В театре он занят больше, но и тут беда — частенько Табаков соглашается играть, выручая режиссера из беды, чтобы сделать кассу, а не потому, что нашлась действительно важная, необходимая роль.

А ведь когда им занимается чуткий режиссер, Табаков творит чудеса. Так было с «Обыкновенной историей» по Гончарову (постановка Г. Волчек), так случилось в «Балалайкине и К» по Щедрину (постановка Г. Товстоногова). И - если продолжить тему русской классики — совершенно феерическое превращение Табакова совершил Никита Михалков в картине «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

Эта роль важна еще и потому, что за Табаковым давно закрепилась слава мастера на роли прохиндеев, ловких проходимцев и всякого сорта мошенников. Обаятельная ухмылка испорченного мальчишки, лгущего вдохновенно и без всяких мук совести, плутовской глаз практичного дельца, который объегорит тебя не просто так, а с явным удовольствием… Все вроде бы свидетельствовало, что Табакову годятся роли «плохишей», образы обаятельных плутов и негодяев.

А он сыграл — нежного, непрактичного, трогательного Обломова, невыросшего ребенка, да еще отчаянно влюбленного! Сколько ласкового юмора, сколько переливов настроения, сколько тонкой печали! Видно, как усердно возился с ним Никита Михалков, знаток оттенков и нюансов актерской игры. Он обнаружил в Табакове не только хитрованское сказочное существо, прекрасно знающее, какой стороной следует на этой земле класть на язык бутерброд, — но душу нежную, тревожную, любящую.

Кто сейчас хочет и умеет так возиться с актерами? Кому действительно дорога русская актерская школа и ее выдающиеся герои?

Не знаю! В 60-80-х годах у нас был «телетеатр», и Табаков в нем немало поучаствовал — я помню, как потрясающе он сыграл героя «Шагреневой кожи» Бальзака. Неужели нельзя вместо идиотских сериалов типа «Всегда не говори никогда» возобновить производство хороших телеспектаклей по классике? Хотя бы для того, чтобы замечательные наши актеры получили настоящую работу. Чтобы, рассказывая об их судьбе, Виталий Яковлевич Вульф хоть иногда менял скорбное выражение лица на более или менее довольное!

Всего хватает Олегу Павловичу Табакову, умному и практичному руководителю, попечителю целого театрального мира… кроме попечения о себе самом как о творческом человеке.

В современном кино, заточенном под интересы полупьяных подростков, — ему нет места.

В современном театре приходится больше хлопотать о других, чем о себе. Да и редко так бывает, чтобы актер сам про себя все понимал и умел сам себя развивать и направлять, для этого нужен режиссерский промысел…

Короче! — как говорит молодежь, — вот наше пожелание: «Забейте на все», Олег Павлович, и сыграйте в юбилейном году так, чтоб лишние билеты в МХТ от Кремля спрашивали!