ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Ай лав ю, Лёлик!»

Ксения Ларина, Новые известия, 16.11.2010
Юбилей (недавно Олегу Табакову исполнилось 75 лет) был самый настоящий: в царской ложе сидели первая леди Светлана Медведева, глава президентской администрации Сергей Нарышкин и президент телеакадемии Михаил Швыдкой. Сам юбиляр, как и полагается главному действующему лицу, вошел в зал последним под бурные овации и занял почетное центральное место восьмого ряда партера. Само театральное подношение уложилось в полтора часа, полтора часа признаний близких друзей, проверенных временем коллег, многолетних поклонников и просто родных юбиляра. Оказалось, признаваться в любви Табакову так же легко и приятно, как говорить правду.

Вечер вел актер МХТ Игорь Золотовицкий. Собственно, Золотовицкий не вечер вел, а «вел» нас по переполненной лихими сюжетами и головокружительными виражами жизни Табакова под аккомпанемент музыкальной темы Искремаса, героя фильма Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (одна из лучших ролей Табакова).

Все начиналось с Саратова — и об этом вспомнила Лилия Толмачева, подруга по «Современнику» и землячка по рождению. Оказалось, мама актрисы преподавала физику в классе, где учился Табаков, и часто говорила о том, что этому мальчишке не надо ничему учиться — он готовый артист. Впрочем, поток славословий на несколько минут остановил язвительный мудрец Валентин Гафт, прочитавший в честь юбиляра специально написанное посвящение, которое заканчивалось дружеским предупреждением: «Отдай все ордена, верни все званья, Чтоб не пришлось платить за перевес» (на этих словах Гафт кивнул головой куда-то в небеса). Вообще стихов и песен собственного сочинения было много — от подлинных элегических признаний до сатирических куплетов.

Поразило выступление главного администратора театра Натальи Виноградовой. Под гитарный перебор собственного мужа главный администратор, кутаясь в цветастую шаль и потряхивая буйными кудрями, исполнила жестокий цыганский романс о «секретах кассовых продаж». «Про секреты продаж не рассказывай никому, ни за что, никогда!» — роскошным контральто умоляла худрука главный администратор.

Поразил своими вокальными данными и Юрий Стоянов. Музыкальное послание он задрапировал бессмертной арией «Памяти Карузо», предназначенной, как известно, для тенора уровня Паваротти. Стоянов виртуозно прошелся по основным ролям юбиляра, каждая из которых оставила след в табаковском характере. Особенно поразился автор уникальным сочетаньем «Искремаса с Шелленбергом».

Не обошлось и без Матроскина. С хитрым котом в диалог отважно вступили «питерские» мхатовцы — Константин Хабенский с гитарой, Михаил Трухин и Михаил Пореченков. Известные театральные хулиганы на сей раз ограничились литром… молока и веселыми куплетами «Кабы не было у нас Олега Табакова».

Гвоздем программы стал, безусловно, выход худруков — коллег, конкурентов, товарищей. Четыре московских «пахана», угрожающе развалившись в черных кожаных креслах, недвусмысленно предупреждали Табакова, что «надо делиться», правда, тут же уточняли примиряюще — «зрителем-зрителем». «Паханы» были опознаны сразу, но в происходящее верилось с трудом: Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Константин Райкин и Римас Туминас изъяснялись настоящим наглым рэпом, причем особенно убедительным был Райкин (видимо, сыгранный им Мэкки-Нож до сих пор живет в актерском сердце).

Конечно, без киноролей Табаков невозможен. Авторы вечера придумали для зрителей целый фильм о фильмах, сделанный в жанре голливудского блокбастера под фантастическим названием «Табмен». Перед глазами за несколько минут пронеслась вся табаковская галерея — от Искремаса и розовского мальчика Олега до Шелленберга и Обломова.

Мхатовские девушки во главе с Мариной Голуб зажигательно продолжили на сцене кан-кан, которому обучал на экране своих артисток Искремас. А артисты «Табакерки», обделенные «отцовским» вниманием, просто вывели любимого шефа на сцену и практически задушили его в объятиях.

Марина Зудина исполнила арию «жены худрука», маленькая дочка Маша Табакова выглядела настоящей маленькой принцессой. И, судя по всему, с большим актерским будущим — ген Табакова не спутаешь ни с чем, природный артистизм и непринужденное лукавство видны в Марии Олеговне уже в столь нежном возрасте.

Вечер завершился всеобщим братанием и совместным распеванием гимна любви к Табакову. «Ай лав ю, Лелик!», — скандировали артисты и зрители со сцены. «Ай лав ю, Палыч!» — вторили им зрители и артисты в зале. И как же после такого не выпить!..