Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократиюАндрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Мягков отказывается от роли, Гундарева уходит с репетиции спектакля «Кабала святош», Апексимова восстанавливается по суду, но не может встретиться с Табаковым. Что же на самом деле происходит в старейшем театре страны и как видит в нем свое будущее известный актер и режиссер, ставший худруком прославленной сцены?- Первый тайм вы уже отыграли, Олег Павлович? Можно сказать и так. - И одно лишь сумели понять? Да, вынужден констатировать: по внешнему кругу за год моей работы во МХАТе сделано не слишком много, хотя? Отменены коррупция, алкоголизм, срач, грязь, произведен ремонт закулисных помещений, части сцены и административного корпуса, построен гараж. - Почему-то мне казалось, что вас во МХАТ приглашали не на роль завхоза? Какая странная и дилетантская постановка вопроса! Когда ты наводишь порядок в собственной квартире, о чистоте сортира, полагаю, не забываешь? Почему же считаешь, что в театре может вонять нечистотами? Или, по-твоему, это помогает решению творческих задач? Кстати, и в подвале на улице Чаплыгина нам пришлось начинать с разбора завалов – в буквальном смысле слова. Чтобы открыть театр-студию, мы выгребали из использовавшегося под угольный склад подвала груды мусора, украшенного пирамидками фекалий. А куда деваться? - Любишь кататься люби и саночки? Во-во! Какая разница, назовут меня завхозом или прорабом, если я понимаю, что нужно предварительно сделать, дабы люди хоть немного подготовили души к творческому акту? Но ты прервал меня, не дав закончить рассказ о главных достижениях на посту завхоза. В вопросах собственности я навел относительный порядок. Прежнего бардака с арендой принадлежащей МХАТу недвижимости уже нет. - Бардака, допущенного Олегом Ефремовым? Эта тема для меня табу. Ты же знаешь формулу: о покойниках или хорошо, или ничего. - Выбираете ничего? Именно так? - Вы не считаете себя должным Олегу Николаевичу? Должным нет. Есть моральная память, но это другое. Вот надгробный памятник к годовщине смерти поставить не успели, но закончим, скоро закончим. Однако продолжу список добрых дел завхоза. - Задело вас, Олег Павлович, задело! Дай договорить! Впервые за 102 года существования МХАТа у театра появилась третья сцена. Экспериментальная, небольшая, на 140 мест, но - новая! Кстати, о новом. Я без жалости расстаюсь со старыми традициями, если они отжили свое. Например, в театре было принято под Новый год выдавать премию в соответствии с табелью о рангах: народный получи побольше, заслуженный бери поменьше. Я эту схему поломал, решив, что оценивать людей надо по объему вложенного труда. Поэтому сто тысяч рублей достались тому артисту, который при прежнем раскладе и на половину этой суммы претендовать не мог. Мало того, теперь трижды в год перед праздниками люди будут, как в советские времена, получать подарочные продовольственные наборы: палка колбасы, поллитровка, коробка конфет, банка икры, кофе, шпроты. - Задабриваете подчиненных? Не-е-е-ет! Зачем мне это? Что мне от них надо? - Чтобы не бузили. И так не бузят. - Даже когда увольняете неугодных? Наверное, время перейти к художественной стороне вопроса? Да, труппа сокращена с 86 артистов до 67. - За счет тех самых алкоголиков, которых вы упоминали вначале? За разный счет. Без меры употреблявшие господа-актеры восприняли мои слова о борьбе с пьянством всерьез и прекратили распивать на рабочем месте. За весь сезон не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, что, скажем откровенно, для МХАТа событие «историческое». Думаю, в театре ко мне вообще отнеслись серьезно. Я ведь офицер из ведомства Сергея Шойгу. - Ликвидатор? Оздоровитель. Понадобилась санация, и позвали специалиста. Я отменил в театре демократию. Никаких художественных и прочих советов. Как говорила героиня Булгакова из «Театрального романа», «глупостев не допускаем и против властей не бунтуем». - Диктатура? Скорее просвещенный абсолютизм. Я ведь ничего не должен никому из работающих в театре. Они не звали меня на царствие, я не вел с ними предварительных переговоров, не давал обещаний. И не стал бы обещать что-либо, поскольку пришел восстанавливать до удивления разваленное хозяйство. Год понадобился, чтобы оценить масштаб разрушений. В итоге за сезон мы успели выпустить всего четыре спектакля. Кроме «Сирано де Бержерака», начатого еще при Олеге Ефремове, это «Венецианский антиквар», «Лесная песня», «Девушки битлов» и «№ 13». - Из всего названного публика «на ура» приняла только комедию, поставленную Владимиром Машковым. Заметь: я умышленно ничего не комментирую, а лишь перечисляю. Итак, почва подготовлена, и за полтора месяца в начале следующего сезона состоятся сразу три премьеры: «Кабала святош», «Антигона», «Ю». Плюс к этому капитальный ввод новых актеров в «Чайку», на мой взгляд, самую значительную из постановок Олега Николаевича. Да и вообще: «Чайка» есть «Чайка». - Давайте тогда договаривать до конца. Каких актеров собираетесь вводить, чьими силами премьеры организовывать? Небось ропщут во МХАТе: чужаки наступают! Когда смотрю на распределение ролей и не вижу в Художественном театре артистов, способных сыграть то, что мне нужно, приходится обращаться за помощью со стороны. А что делать? - Товарищ Сталин говорил: «Нет у меня других писателей». Представьте и вы, товарищ Табаков, будто нет у вас других актеров, кроме 67 оставшихся. Кстати, и это не окончательный отбор или, как модно сейчас говорить, селекция. Состав труппы определится через год. - Старичкам место найдется? Останутся люди, востребованные вне зависимости от возраста. Все будет определять репертуар. - И что он определит, к примеру, для Станислава Любшина, Андрея Мягкова? Первый уже репетирует в «Ю», второй от предложенной работы пока отказался. Если и дальше будут следовать отказы со стороны Мягкова, это, наверное, станет поводом для серьезных размышлений с моей стороны. Я не собираюсь никого уговаривать. Как говорится, свято место пусто не бывает. - Словом, отряд не заметит потери бойца, пополнив ряды из резерва ставки, то бишь из все той же «Табакерки»? Не исключаю, что и так. - Но уже и сегодня МХАТ знаете, как расшифровывают? Московская художественная академическая… Угадайте, что дальше, Олег Павлович. Табакерка?! Еще раз объясняю: мне много раз задавали вопрос, зачем я полез сюда, во МХАТ. После некоторых размышлений я сформулировал ответ: подлее было бы отказаться. Когда со мной заключали контракт на пять лет, я оговорил условие: первые полтора года будут неким испытательным сроком, по истечении которого мне предстоит определиться, приношу я театру пользу или вред. На сегодня могу сказать: да, мой приход во благо. Я не уйду отсюда в начале 2002 года. Все, ребята, извините, остаюсь на пять лет. - Прекрасно! Но вы не ответили на мой вопрос. Давайте пройдемся по персоналиям. Последние премьеры минувшего сезона – «Девушки битлов» и «№ 13» сработаны Владимиром Машковым и Александром Мариным, учениками вашей «Табакерки», так? В ближайших премьерах нового года главные роли достались кому? В «Кабале святош» вам, а в «Антигоне»… Договаривайте, Олег Павлович. Моей жене, Марине Зудиной. Ну и что с того? А вы знаете, сколько в начале века понадобилось времени, чтобы труппа этого театра обрела право называться великой? Шесть лет! Значит, впереди у меня четыре года. Даю слово, что оставлю своему последователю хорошую труппу, лучшую в России. Я это сделаю! Гарантирую! - Знаете, Олег Павлович, я сегодня утром прилетел из Киева. Вы, кстати, когда в последний раз там были? Года, наверное, три назад. - Значит, не видели памятника, поставленного героям комедии «За двумя зайцами». А я как узрел Голохвастова, так сразу о вас, Олег Павлович, подумал. Трудно, наверное, на двух стульях сидеть? У меня способностей много! Давай проанализируем. Начнем с Подвала. - В смысле с «Табакерки»? Ну да. - А почему вы, кстати, этого слова избегаете? Из скромности? Нет, просто не люблю. Не нравится. - Слияние двух театров возможно? Исключено, ибо будет противоречить движению обоих. В итоге получится такая несвежая окрошка. Итак, продолжаю. Подвал: двухнедельные гастроли в Новосибирске, тысяча зрителей ежедневно. Неделя в Нижнем Новгороде с переполненным залом. Неделя в Туапсе. Аншлаг! Премии «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», которые получали спектакль «Комната смеха», Миронов, Безруков, Зудина, Машков, Германова. Нормально? - Да, если не учитывать, что во время всех этих триумфальных гастролей худрука МХАТа не было в театре, переживающем, по вашим же словам, трудные времена. Еще есть кино, в котором вы снимаетесь, есть американский город Бостон, где ежегодно курс ведете. Нормально? Бостон это летом, во время отпуска. Что касается остального… Мое постоянное присутствие в театре совсем не обязательно. Я же пытаюсь вдохнуть во МХАТ жизнь, а не организовать здесь систему руководства. Кстати, ты знаешь, что заполняемость мхатовского зрительного зала в минувшем сезоне превысила 90 процентов, хотя за четыре месяца 2000 года, то есть до моего прихода сюда, не дотягивала и до пятидесяти? - Полагаете, ваша заслуга? Наверное, сработал обыкновенный обывательский интерес: умер заслуженный человек, на его место пришел другой. Любопытно ведь поглазеть, что у него получится. Я нарочно снижаю планку рассуждений. Вероятно, есть и иные причины, заставляющие зрителя платить по 750 рублей за «№ 13», по 500 рублей за «Амадея», но я не хочу об этом рассуждать. Скажу одно: зал должен быть и будет полон. К слову, даже предпремьерные показы «Кабалы святош» прошли при аншлагах, дав возможность театру заработать по 273 тысячи рублей за вечер. Почти по 10 тысяч у.е. - Денежки считаете? А как же! Это ведь театрально-зрелищное предприятие. Пролистай записные книжки Немировича, там через строчку речь о деньгах, об успехе, а значит, о жизни! Кстати, поразительное дело, обязательно напиши об этом: богатые люди снова стали вкладывать немалые суммы в театр. - Хотите рекламу спонсорам сделать? Нет, проблему вешаю, даю пищу для размышления. Вот как ты думаешь, почему мне дают деньги? - Теперь, Олег Павлович, на комплимент напрашиваетесь. Подожди, я ведь не кокетничаю, а рассуждать пытаюсь. Если бы дружок расщедрился, один разговор. Но он и раньше помогал. А другой дружок как не давал ничего, так и не дает. Не в том вопрос. Серьезный капитал вдруг проявил интерес. Доверяют деньги! - Поздравляю. Это в самом деле серьезно. Значит, что-то меняется в стране. Доходит до людей: все на тот свет не унесешь, пять штанов на одну ж..у не натянешь. Кстати, такая картина не только в Москве наблюдается, но и в других местах – в Нижнем, Новосибирске, Екатеринбурге. «Ветер века в наши дует паруса». - Ура! Но можно от глобального свернуть к локальному? Вы упоминали «Кабалу святош», и я, Олег Павлович, хочу вернуться к вашему тезису о том, где должен быть командир впереди на лихом коне или на гастролях с другим театром. Напомните, пожалуйста, когда Шапиро собирался показать премьеру «Кабалы»? Да, это моя последняя слабина, допущенная лишь по той причине, что я исполняю в спектакле главную роль. - Расшифруйте, что за слабина? В момент, когда должна была состояться премьера, «Кабала» оказалась не готова. Не работали в должном режиме цеха, свет, возникли проблемы с декорациями, костюмами. Стояла дилемма: или домино посыплется, или откладываем премьеру на три месяца. Я выбрал второе, поступив абсурдно с точки зрения обывателя: руководитель театра пожертвовал спектаклем, в котором у него главная роль. - Вы не упомянули еще одно обстоятельство: из «Кабалы» ушла Наталья Гундарева. Не захотела играть. Да, она отказалась от сотрудничества с нами, видимо, разочаровавшись во мне, театре, смысле предложенной работы. Оставляю это без комментариев, замечу лишь, что поступок актрисы сказался на сроках выпуска спектакля, но не изменил моего нежного отношения к Гундаревой, которой искренне желаю скорейшего выздоровления. А премьера все равно состоится, но осенью, в сентябре. - Слушаю вас, Олег Павлович, и думаю: а может, не стоит так тужиться МХАТу и вам заодно с ним? Может, честнее признаться: это театр с великой историей и посредственным настоящим? Повторяю: когда уйду отсюда, оставлю за собой лучшую труппу России! Лучшую! - Разогнав для этого существующую? Это вообще не тема для меня разогнать, не разогнать. - Зато наверняка тема для тех, кто сегодня служит во МХАТе. Вот пусть обиженные и обращаются к вам, а вы их печатайте. - Значит, обиженные есть? У них спрашивайте. - Спрашивал. Например, у Апексимовой. Ей-то с чего быть недовольной? Ее вместе с командой по суду восстановили на работе. Естественно, они ничего не делают, но деньги им регулярно перечисляются. - Ирина сожалеет, что не может пообщаться с вами, своим учителем. Я не поддерживаю никаких отношений с людьми, которые таким образом возвращаются в театр. - Ждете, пока они добровольно уйдут? Конечно. И дело не в суммах, которые им переводятся. «Богат я, казны не считаю, и все не скудеет добро». Тут вопрос принципа. Я от учеников не отрекаюсь и не злюсь, когда они уходят от меня. Я их всех люблю. Но предательства не прощаю. А знаешь, как получили свои первые московские квартиры Володя Машков и Женя Миронов? - Наверное, кот Матроскин сходил на прием к столичному мэру? Еще проще! Когда Саша Марин с моей помощью добыл новую квартиру, он в знак благодарности переписал на меня прежнюю, двухкомнатную, а я разменял ее на две однокомнатные и отдал Володе с Женей. Пойми, я не хвастаюсь и говорю об этом только потому, что ты задел вопросом. Я никогда ничего не жду за свою любовь. Кстати, это относится и ко МХАТу. Считаю долгом отплатить за то добро, которое сделали Художественный театр и его Школа-студия, дав мне ремесло, профессию. - И все же, Олег Павлович, наверняка за год хотя бы раз мелькнула мыслишка: зря ввязался. Я, как тебе сказать?.. мужского пола с внятно выраженными признаками оного. Конечно, бывало трудно. Например, мы восемь с половиной месяцев репетировали «Кабалу». Такое в первый раз в моей жизни. И в последний. Больше подобного не допущу. Однако выматывающее ожидание премьеры не имеет никакого отношения к сомнениям в правильности прихода во МХАТ. Чтобы вздохнуть полной грудью после «Кабалы», мне нужно было выпить двести граммов, лечь на диван и уснуть. - И часто вам приходилось силы с помощью водки восстанавливать? Бывало, бывало. - Так, глядишь, и сопьетесь. Нет, и тут я не продолжу традицию МХАТа. Не доставлю радости недругам. Не дождетесь! |