Артисты труппыАртисты, занятые в спектаклях МХТ | С Новым годом! Е. Б. Ж.Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003 "Оглядываясь на прошедший год, не без удовольствия замечаю: «Ай да Табаков! Ай да сукин сын!» признался в интервью «Итогам» Олег Табаков, художественный руководитель МХАТа и театра-студии на Чаплыгина.Сыгранная в середине декабря во МХАТе имени Чехова «Последняя жертва» Александра Островского действительно стала последней. Не жертвой премьерой уходящего года. Критика уже успела назвать постановку Юрия Еремина самым ярким событием театрального сезона в столице. Главная мужская роль в спектакле доверена Олегу Табакову. После двух кряду премьерных показов Олег Павлович почувствовал недомогание, но от интервью для «Итогов» не отказался - На что жалуетесь, больной? На легкую усталость, естественную после премьеры. - Годы берут свое, Олег Павлович? Стараюсь не поддаваться. Преимущество пока на моей стороне. - «Последней жертвой» не падете? Думаю, будет и следующая. И не одна. Надеюсь в этом театральном сезоне полностью выполнить обязательства перед МХАТом как организатор. До лета Кирилл Серебренников должен поставить у нас «Мещан», Сергей Женовач «Дни Турбиных», Нина Чусова «Тартюфа», Адольф Шапиро «Вишневый сад». А потом начнется «Буря» - Только ее вам не хватало для полноты ощущений! Это же Шекспир! В постановке Дмитрия Чернякова. - И вы планируете осуществить все за сезон? Раздухарились, однако Пришло время собирать урожай. Я растил его три года. Теперь снова смогу заняться актерством, буду играть и работать с молодыми ребятами. Еще хочу поставить «Дачников» Горького в Подвале на Чаплыгина. И все пойдет своим чередом. При одном условии. - Каком? «Е. б. ж.». Если будем живы. Так говорил Лев Толстой. - И вы, вслед за графом, экономите время на буквах? Не скупердяйничаю по мелочам. Поэтому и подводить итоги не спешу. Не постарел еще настолько или же попросту не родился бухгалтером, чье призвание до гроба сводить дебет с кредитом. Чем интенсивнее живешь, тем больше шансов сделать что-нибудь всерьез. Предварительные итоги канонизируют человека, хотя бы и на короткое время. Я на это говорю: хрен вам! И, оглядываясь на прошедший год, не без удовольствия замечаю: «Ай да Табаков! Ай да сукин сын!» Иногда мне даже кажется, что за него, за Олег Палыча, двое пахали. - В третьем лице о себе вещаете? Это в самом деле был интенсивный период. Преподавание в Actors Studio в Нью-Йорке, поездка в Японию к Тадаши Судзуки, позволившая наладить сотрудничество с этим режиссером, участие в выпуске спектакля Димы Петруня «Солдатики», главные роли в «Копенгагене» и «Последней жертве». - Кроме работы, в вашей жизни еще что-то есть? Самое интересное театр. А дальше любовь, семья, книги Журнал «Новый мир» с собой ношу не для демонстрации тебе, а потому, что читаю его. Успеваю фиксировать, вытаскивать любопытные факты. У человека либо есть потребность узнавать что-то новое, либо нет. Имитировать это невозможно. Много ерунды происходит от желания людей понравиться. Синдром Хлестакова: хотите видеть меня таким? Пожалуйста! Этаким? Рад стараться! - А вы, значит, «ндравиться» не желаете? Поскольку зритель меня любит вот уже скоро пятьдесят лет, тоЙ имел я в виду всех остальных. До поры, пока смогу работать на достойном уровне, пока ум будет в ладу с сердцем, останусь в строю. И обойдусь без компромиссов. Их хватает в моей организационной, руководящей деятельности. Опять же: тридцать один миллион соотечественников живет за чертой бедности. - Не уловил логику. Вы Россией руководите или театром, Олег Павлович? Это моя страна, и именно культура определяет ее место в мире. Усилия власти по поддержанию искусства невелики или недостаточны, значит, это мои боль и стресс, из-за них сжимается сердце. МХАТ живет сегодня гораздо лучше, чем девяносто процентов других театров, но это вряд ли может служить утешением. Глупо мне о собственной шкуре печься. Я давно обрел экономическую независимость и не обязан угождать кому-то, чтобы, допустим, сохранить это кресло худрука. Если уж так говорить, одна только драма «Белоснежка и семь гномов» сорок второй год подряд приносит мне доход, позволяющий не бедствовать. А это, как ты догадываешься, не единственный мой заработок. Но дело даже не в этом. Важнее, что с годами у меня характер не изменился. Я ведь несколько раз весьма круто поворачивал собственную жизнь. Напомнить? После института не пошел играть князя Мышкина в театр к Михаилу Яншину, а выбрал роль студента Миши в пьесе Виктора Розова «Вечно живые» в постановке Олега Ефремова. Потом, когда Олег Николаевич ушел из «Современника» во МХАТ, решил стать директором. Затем, поняв, что цели и задачи «Современника» начали резко отличаться от моих, ушел и принялся учить детей. Это казалось полным безумием: благополучный, успешный киноартист добровольно гробит себя с малолетками. И даже денег за работу не берет. Абсурд! На дворе, не забудь, стоял 1973 год. - Жизнь скучна без приключений, жизнь без подвигов скучна? Наверное, мне нужно было еще раз испытать себя на вшивостьЙ Идем дальше. В 80-м году Гришин, московский партийный бонза, придушил мою студию. Я отгреб два года запрета на профессию, как сейчас сказали бы. - Не запили с горя? На меня это плохо действует, хотя в Америке даже наркотики пробовал. - И как оно? Никак. Выкурил сигаретку и не почувствовал ничего, кроме рвотного рефлекса Ну вот, возвращаюсь к прерванному рассказу. Гришин прихлопнул студию. Это был удар. Я же успешный человек, а тут жестокое поражение. Заболел, впал в горячку, валялся с температурой за сорок. А потом ко мне пришли Сережа Газаров, Ленка Майорова, Вася Мищенко, Андрей Смоляков и другие ребята, я посмотрел на них и понял: им же жрать нечего! Встал с постели и начал помогать. Тут и время изменилось, Горбачев решил продемонстрировать новые подходы к руководству культурой, и в 1986 году открыли наш Подвал. - Более известный как «Табакерка». Ну да, театр-студия. Но тогда не только нам зеленый свет дали. Светлана Врагова получила крышу для театра «Модерн», Анатолию Васильеву обеспечили замечательные условия на Поварской. - Завидуете? Если бы у меня была такая площадка, а я играл на ней дважды в неделю, наверное, удавился бы с тоски. При моем-то честолюбии! Нет, не завидую, а напоминаю известную историческую фразу: Jedem das Seine. «Каждому свое». Хотя Анатолий Александрович Васильев в телеинтервью заявляет, что напрямую общается с Богом, а у меня такой возможности нет, думаю, Господь все видитЙ Впрочем, речь сейчас о другом. Работая в Подвале, я принял приглашение Олега Николаевича и пришел актером во МХАТ, хотя до этого долго был на вольных хлебах. Опять же по просьбе Ефремова стал ректором Школы-студии и руководил ею пятнадцать лет. Потом беда: умер Олег. Решил заменить его в должности худрука и вот теперь сижу здесь. Я ломаю судьбу, не спрашивая ее согласия. Мой выбор! Наверное, это свойство характера, унаследованное от отца. - По контракту вы пришли во МХАТ на пять лет? Да, у меня впереди еще полтора года работы. - А потом? Могу остаться еще на короткое время, чтобы подготовить замену. - Почему сейчас этого не делаете? Пока не вижу подходящей кандидатуры. - Вы не видите, Марк Захаров, Галина Волчек Как думаете, что за невезуха-то такая? Может, у театральных аксакалов проблемы со зрением? Или с чем-то другим? Зря ты. Не забудь, вместе с Гариком Леонтьевым и Мишей Лобановым я все-таки обучил Женю Миронова, Сережу Безрукова, Володю Машкова, Андрея Смолякова, Дусю Германову, Марину ЗудинуЙ Продолжать? - Никто из них в сменщики не годится? Видишь ли, я об этом серьезно размышляю. Е. б. ж., через два года на месте нашей общаги на углу Чаплыгина и Макаренко будет построена школа-интернат для особо одаренных детей, куда соберем талантливых ребят со всей России. Осуществим мечту Немировича-Данченко, говорившего о цикле «школа студия театр». Понимаешь? Отбор и селекция с ранних лет. - Пока ваши таланты вырастут, никакое е. б. ж., извините, не поможет. Нет-нет! Я же не сам с молодняком возиться буду, туда должен пойти кто-нибудь из моих воспитанниковЙ Но проблема в том, что сегодня никто не хочет брать на себя ответственность. - И Машков? Он, похоже, самый успешный из ваших учеников. Не стал бы торопиться с оценкамиЙ Володя выбрал себе судьбу. Не слишком образованная публика усиленно клеит ему ярлык секс-символа, но сначала надо все же сделать книксен: в первую очередь Машков талантливый актер и режиссер и лишь потом загорелый красавец с пятидневной щетиной на впалых щекахЙ Нет, руководить театром можно, лишь когда ты готов о других заботиться хотя бы на треть заботы о себе. - Приговор! Или диагноз Рецепт Очень надеюсь на Женьку Миронова, на то, что ему наконец надоест олимпийский бег за ролями. Он хочет переиграть все, что есть в мировом репертуаре!.. Словом, с преемником пока заминка. Может, сначала надо вырастить толкового директора? Необязательно же худрук должен быть режиссером, верно? На Подвал я нашел стоящего человека: переступил через некие этические догматы и взял на работу родственника мужа сводной сестры Александра Сергеевича Стульнева. Теперь за театр-студию спокоен. - Больше родни подходящей у вас нет? Может, и на МХАТ кого подберете? Увы, ресурс исчерпан - А если Антона, сына, с ресторанного бизнеса сорвать? Зачем? У человека все замечательно получается, пусть работает. Опять же: раками периодически меня кормит бесплатно. - Уважаете это дело? Раков или бесплатно? Время от времени захожу пообедать в «Обломов», но за себя всегда плачу. Только так! С Пашкой, моим меньшим, с недавних пор повадились ездить в открытый Антоном «сигнальный экземпляр» закусочной по типу фаст-фуд «Цыплята Табакоff» на Новослободской. Вкусно и недорого Нет, Антон моя радость и гордость. Добрый, нежный, хороший мальчик. Кстати, прошлый Новый год встречали у него в ресторане. Он отдельный кабинет предоставил. - А на этот раз как праздновать планируете? Не решил пока. В последнее время было столько работы, что не успел еще подумать. Одно знаю точно: из Москвы никуда не уеду. Ни Бермудами, ни Мальдивами меня не соблазнить. Не люблю этого. В крайнем случае могу податься туда, где снег. В Финляндию какую-нибудь. Или в Эстонию. - Подарков ждете? Конечно! У меня же день рождения 17 августа, в школе и в институте это время каникул, в театре отпускная пора, оттого я очень долго пролетал с праздником и подарками: никого не позовешь ничего и не получишь. И только в последние годы друзья стали меня баловать. Теперь жду подарков и на день рождения, и на Новый год. Но я и сам всем дарю родным, коллегам, подчиненным. - Значит, от предпраздничных продуктовых наборов вы и на этот раз не отказались, Олег Павлович? Нет, милый. И не откажусь. Все пятьсот работников театра, начиная с народного артиста Станислава Любшина и заканчивая уборщицей тетей Любой, получат пакет с бутылкой водки, палкой колбасы, коробкой конфет, сыром «Виола» и банкой шпротЙ И я возьму набор. Один. Второй не дадут. У Маргариты, приставленной к этому делу, учет налажен строго. - Ностальгируете по советскому прошлому? Когда пожилые женщины приходят и со слезами на глазах благодарят за подарок не меня лично, а администрацию театра! это, поверь, дорогого стоит. Нет, обратно в СССР не хочу, но я за соблюдение традиций, сохранение уклада. Страшно, если случится то, чего добивались большевики: произойдет разрыв в человеческой памяти, исчезнет челночность бытия. У Пети Белова есть страшная картина: рука с трубкой сметает со стола тысячи маленьких человеческих фигурок. Вжик и нет никого. А новая партия строителей коммунизма уже на подступах, выходит с конвейера Этой осенью денег собрал, взял Антона, полетел в Саратов и сделал заново все могилы бабушек, отца, дяди, тети Теперь я спокоен. Как сказать? «Весь я не умру » За могилками сын будет ухаживать. - На новогодний лад настроить вас пытаюсь, а вы меня на погост тянете, Олег Павлович. .. Ты не прав! Это очень важно! Нужно помнить: наше пребывание тут временно, а корни уходят глубоко в землю А что до Нового года, то повеселиться я люблю. Недавно вот опять изображал Деда Мороза на театральном капустникеЙ Курьезный эпизод приключился много лет назад, когда пришлось сыграть Бабу-ягу. Я тогда еще служил в «Современнике» и занимал ответственный пост председателя профкома. Актер, которому поручили роль Яги, в самый нужный момент оказался жутко пьян, и мне ничего не оставалось, как срочно перевоплощаться. Приклеил нос, нацепил парик, обмотался платком, взял метлу И в этот миг меня узрел маленький Антон. Он та-а-ак закричал! Испугался страшной бабки, родного отца не признал Словом, и в образе Яги я отметился. Кем не был, так это Дедом Морозом по вызову, за деньги никогда его не изображал. По-моему, чудо перестает быть чудом, если оно продается и покупается. Это уже что-то другое, из сферы услуг |