Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

ОЛЕГ ТАБАКОВ: У НАС В ТЕАТРЕ ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005
Каждая встреча художественного руководителя чеховского МХТ с журналистами, будь-то пресс-конференция или эксклюзивное интервью, — это всегда представление. Спектакль одного актера, обожающего импровизацию. 

 — Чувствую себя прямо как Юля Тимошенко, — сказал мэтр, указывая на большое число устремленных на него объективов фото- и кинокамер. И добавил: — Правда, я не так хорош, как она…

А потом, поправив волосы, с лукавой усмешкой продолжил: — Ждете от меня подробного отчета о проделанной работе? Что ж, я готов отчитаться! Итак, я возглавил театр в состоянии беды, когда ушел из жизни возглавлявший его 30 лет Олег Николаевич Ефремов. Никаких глубоких мыслей на тему, что и как делать, мне тогда не приходило. Было не до философских размышлений. Просто требовалось подставить плечо. Дом горел! Прошло четыре с половиной года. За это время дела поправились. В театр вернулся зритель. Выпущено более 40 спектаклей. Одно перечисление авторов поставленных пьес скажет вам, надеюсь, о многом: Островский, Горький, Чехов, Булгаков, Достоевский, Гоголь, Гончаров. Присутствует также и новая драма — Гришковец, братья Пресняковы, и русская проза — Людмила Улицкая, Леонард Исхаков, Виктор Астафьев…

 — Вы назвали количество спектаклей, выпущенных за период вашего руководства МХТ. А что бы вы могли сказать об их качестве?

 — Зачем же я буду говорить о качестве, отбирать хлеб у критиков? Это их работа!

 — Критические статьи, посвященные постановкам вашего театра, не всегда лицеприятны…

Табаков смотрит на меня, сощурившись. Встает, поправляет жилетку, застегивает пиджак и с расстановкой, но безгневно и даже со своей улыбочкой произносит:
 — А вот это меня не интересует. Руковожу театром я, а не критики. Но не думайте, что я не любознательный. Читаю много. Утром встаю и сразу за газеты. Но это никоим образом не влияет на формирование нашего репертуара. Я бы так сказал: отнюдь не критические статьи заставляют меня снимать с репертуара спектакли, пользующиеся спросом у зрителя, или, например, вовсе не выпускать их после долгих репетиций. ..

 — Не затем ли вы изъяли из аббревиатуры в названии театра букву «А», превратив всем привычный МХАТ в МХТ, чтобы иметь возможность ставить спектакли, не вписывающиеся в рамки академической школы?

 — Я просто думаю, что прилагательное «академический» менее всего подходит к театру. Что такое театр? Это зрелищное предприятие. И когда основатели Московского Художественного Станиславский и Немирович-Данченко создавали коллектив, они называли его не «академическим», а «художественным, общедоступным». Или вы всерьез считаете, что это слово идет театру?

 — Но в академическом театре ставки у актеров выше!

 — Да бросьте вы. Актеры получают маленькие или большие ставки совсем не поэтому. Все зависит от того, как работает театр. Вот у нас в МХТ ставки примерно как в других государственных театрах, но гонорары значительно выше.

 — Говорят, вы создаете в своем театре специальное актерское агентство: если, к примеру, вашего актера приглашают сыграть в антрепризе или в кино, на телевидении, то отчисления должны идти в МХТ?

 — Не агентство, а подразделение, у которого пока нет названия. Да и не в названии суть. У нас очень хорошие актеры, и на них большой спрос! Но это наши актеры, мы их воспитали. Почему же не воспользоваться собственными трудами? Процент с их контрактов пока «капает» небольшой, однако это очень важно с точки зрения самой идеи. Получая реальные деньги, мы тем самым можем материально поддержать тех актеров, которые мало заняты в репертуаре. Наш театр — единственный, кто это делает. Сумма пособия приличная — 30 тысяч рублей.

 — Вместе с другими известными представителями отечественной культуры вы недавно были приглашены на встречу с президентом России по поводу предстоящей театральной реформы. Как вы лично относитесь к этой реформе?

Этот вопрос вызвал у Олега Табакова что-то вроде легкой изжоги. Словно хотел стряхнуть некое наваждение. Поморщился, наклонил голову, сгорбился, живо напомнив одного из своих любимых персонажей — Сальери из «Амадея». Потом резко выпрямился:
 — Никакая это не театральная реформа. Желание финансовых мужей из правительства пересмотреть привычные нормы (и формы) пополнения казны вызвано огромным количеством денег, которые крутятся в стране в виде «черного нала». Серьезные беды, как я думаю своим хитрым саратовским умом, придут с другого конца — когда захотят брать налоги с земли, на которой стоят театры, на собственность… А та встреча с президентом, о которой вы спрашиваете, имела обнадеживающий итог. Владимир Владимирович проявил удивительную осведомленность в наших делах. Мне показалось, что он хорошо воспринял наши предложения, пожелания. Во всяком случае, пообещал мне, что деньги, которые мы зарабатываем, будут оставаться в театре… Однако не поговорить ли нам о делах творческих? Почему вы не спрашиваете о режиссерах, работающих в МХТ? Их постановочных планах?

 — Олег Павлович, нельзя ли поподробнее узнать о режиссерах, работающих в Московском Художественном театре имени Чехова? Каким принципом вы руководствуетесь, приглашая того или иного из них на постановку в свой коллектив?

 — Хороший вопрос. Отвечаю подробно. Режиссеры у нас разные и талантливые. Талант — главный критерий для приглашения. Те из постановщиков, кто хочет «дойти до самой сути», ставят в МХТ по второму, третьему кругу. А некоторые, как, скажем, Кирилл Серебряников, уже по пятому. Интересно работает у нас Сергей Женовач. Я его называю «Тишайшим» — интеллигентный печальный человек, которого дважды пыталась уничтожить наша любимая критика, но который никак не уничтожается, а продолжает учить своих учеников и ставить свои спектакли. Он начинает работу над «Братьями Карамазовыми». Юрий Еремин, поставивший «Последнюю жертву», благосклонно принятую зрителями, будет ставить сейчас «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова. Нина Чусова начнет работу, вероятно, над детским спектаклем. После тех «шалостей», которые она допустила в работе над спектаклем «Тартюф», мы решили, что хорошо бы определить ее к месту. Скорее всего, это будет «Буратино».

 — Нет ли желания пригласить известных режиссеров из-за рубежа? Сейчас это модно…

 — Насчет моды, не знаю. А иностранца мы уже пригласили — знаменитого японца Тадаши Сузуки. Удивительный, очень интересный театральный деятель, едва ли не самый крупный в Японии. Он сумел создать театральный центр на севере своей страны, где прежде и клуба-то (в нашем понимании) не было! Теперь воспитывает в этом центре молодых актеров. Скоро он приедет к нам. Возможно, будет ставить у нас и Петер Штайн.

 — Есть ли в вашем коллективе острые проблемы? Редкий театр обходится сегодня без них. ..

 — В коллективе МХТ имени Антона Павловича Чехова острых проблем не существует. Придя в театр в качестве художественного руководителя, я распустил совет старейшин, совет по делам молодежи, совет художественный. Партийная организация распалась раньше сама собой. Номинально существует профсоюзная. Но содержит ее театр, так что… Словом, никакой демократии. У нас просвещенный абсолютизм.

И он широко улыбнулся, как бы приглашая всех порадоваться этому факту. И все заметили, что стоит при этом актер в той же позе, что и его знаменитый король из «Д'Артаньяна и трех мушкетеров». Помните эпизод на поле боя у крепости Ля Рошель, когда вальяжный, уверенный в себе Людовик принимает поздравления от свиты? Он - победил!