Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

«Нужно о детях говорить в это страшное время?»

Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Так и хочется продолжить цитату: «?ведь оно губит больше всего детей». Это слова Софьи Коломийцевой, матери семейства из пьесы М. Горького «Последние». Ее премьера только что прошла на сцене Московского театра под руководством О. Табакова в постановке Адольфа Шапиро.

Осмелюсь утверждать, что спектакль стал одним из самых удачных на московских подмостках в последнее время. Почему именно пьеса Горького, автора вроде бы не из модных ныне? Это вопрос к театру и его художественному руководителю. В прессе уже высказывались мнения, что Табакову особенно близка тема разрушающейся семьи, трагедии непонимания между отцами и детьми. С другой стороны — а кому из нас эта тема не близка? Кто из нас (детей и отцов одновременно) сию минуту не страдает от разлада в собственной семье, особенно на фоне всеобщего хаоса? Тема — вечная. Наверное, просто пришло время и театру обратиться к этим вопросам, и не на зарубежном материале, а на нашем родном, российском. Ничего, что события пьесы происходят в начале века — перекличек с нашими днями более чем достаточно.

Надо отдать должное постановщику и актерам: политические аллюзии не выпячиваются, хотя тяга к реалистическому прочтению сюжета очевидна. Автор, знающий Россию досконально, что и запечатлел в своей обширной драматургии, в пьесе «Последние» анализирует деградацию дворянства, последних из славного когда-то сословия. Можно, конечно, попенять автору на не очень-то глубокую (в психологическом плане) разработку характеров действующих лиц, но в данном случае это за него замечательно делают актеры.

Блистателен актерский ансамбль во главе с Ольгой Яковлевой, Олегом Табаковым и Евгением Киндиновым, которые с первых же сцен задают тон всему спектаклю. Это старшее поколение Коломийцевых, распорядившихся своей жизнью так, что для пятерых детей пребывание в их семье стало адом. А те, как бывает и в реальной жизни, разные. Кто-то, как Надежда (Н. Тимохина) и Александр (А. Смоляков), с младых ногтей проникнуты цинизмом и успешно приспосабливаются к обстоятельствам, шагая по трупам к желанной цели, — материальному благополучию и комфорту. Они не особенно задаются вопросами морали, им хочется быть хозяевами этой жизни, и они будут ими — до поры до времени. Дитя материнского греха горбунья Любовь (М. Зудина) слишком сосредоточена на собственном несчастье и ненависти к семейству. Она страстно желает покинуть эти стены, но куда ей деваться, что делать?

Еще хуже приходится совсем молодым Вере (М. Шульц) и Петру (С. Безруков). Они мечутся в поисках ответов на главные в их возрасте вопросы: честный ли человек их отец, в чем смысл жизни. Играют дебютанты превосходно, оба — на грани безумия в столкновении с подлостью реальности. Боюсь ошибиться, но, по-моему, Ольга Яковлева сыграла лучшую свою, поистине трагедийную роль. Здесь нет былого романтизма, изысканности и шарма прежних героинь. Ее Софья страдает, как самка за своих детенышей, которые гибнут на глазах, и понимает, что это она виновата во всем. Мороз пробирает по коже, когда, падая на колени, она выдавливает из себя: «Простите меня, дети, за то, что я родила вас? Что с вами будет?» «Трагический балаган», — бросает младший сын. А муж (О. Табаков) как ни в чем не бывало продолжает с пафосом разглагольствовать на развалинах семьи: «Нам нужно все забыть и помнить только, что семья — оплот? наша крепость, наша защита от врагов?» Олег Табаков ведет свою роль темпераментно, его герой пытается силой подавить всех, но авторитета-то в семье давно нет.

Все участники этого спектакля играют на высокой ноте, да по-другому в этом театре и невозможно. Крошечный зал и сцена не отделены ничем — сплошные крупные планы, и малейшая фальшь сразу же заметна. На мой взгляд, слегка этим грешит Евдокия Германова в роли госпожи Соколовой — чересчур нервна, и нервность эта как-то выбивается из общего реалистического рисунка спектакля.

Декорации Марат Китаева реалистичны в деталях, но вместе с тем сцена представляет сюрреалистическую картину распада. Отлично вписывается в образ спектакля духовой оркестрик, бравурными маршами усугубляя трагизм происходящего на сцене.