Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Буревестник революции залетел в табакерку

Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
В уютный подвал Театра-студии под руководством Олега Табакова влетел буревестник революции. 

Известный театральный режиссер Адольф Шапиро поставил пьесу Горького «Последние», написанную классиком соцреализма еще при гнилом царском режиме. В далеком 1908 году пьесу запретила цензура, мотивировав это тем, что «перед зрителями проходит целый ряд служащих в полиции лиц, представленных автором отъявленными мерзавцами?» Естественно, что сейчас, когда «отъявленные мерзавцы» перевелись, пьеса уже не так злободневна, но взглянуть на мерзости дней минувших все равно интересно.

Сюжет незатейлив: бывший полицмейстер Иван Коломийцев остался без работы, без средств и вынужден жить приживальщиком с женой и пятью детьми в доме своего брата Якова. Старшие дети Надежда и Александр — практичные карьеристы, средняя Люба — сердитая и злобствующая дама, страдающая от своего уродства, а младшие Петр и Вера мечутся в поисках смысла жизни и страдают в затхлой атмосфере «ямы пошлости и грязи».

Шапиро очень тонко «прооперировал» текст пьесы, сделав ее живее и динамичнее и сдвинув акценты от революционности к нравственности. Главные роли играют мэтры театра. Олег Табаков (бывший полицмейстер) бесподобно заботится о своих отпрысках, но готов ради новой должности без сожаления послать на смерть безвинного революционера. Особенно забавен эпизод, когда Олег Павлович входит в раж и демонстрирует серию приемов кунг-фу, отправляя в глубокий нокдаун незадачливого ухажера и похитителя своей младшей дочери.

Вчерашние выпускники школы-студии МХАТ Марианна Шульц и Сергей Безруков неожиданно не затерялись в тени знаменитостей (кроме Табакова — Ольга Яковлева, Евгений Киндинов). Созданный Марианной Шульц образ Веры, на мой взгляд, — лучшая работа среди молодых актрис нынешнего театрального сезона. Смотрятся и Марина Зудина, Андрей Смоляков, Евдокия Германова.

Для натуральности режиссер вывел на сцену настоящий военный оркестр, играющий старинные бодрые марши. Сергей Никитин подобрал к спектаклю музыку. В итоге трехчасовой «трагический балаган» смотрится на одном дыхании. Вот только жаль, что в ближайшем будущем всем желающим этот спектакль не посмотреть — подвальчик-табакерка рассчитан всего на сто зрителей.