ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН

Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
ТЯЖЕЛО ПИСАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ, О КОТОРОМ В ЭТОМ ГОДУ ПИСАЛИ И ГОВОРИЛИ ЕДВА ЛИ НЕ ВСЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРИЧИНА, КОНЕЧНО, БЫЛА БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕСКАЯ — 70-ЛЕТИЕ НАРОДНОГО МАТРОСКИНА СТРАНЫ. НО О ГЛАВНОМ ОБЛОМОВЕ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ ВОТ УЖЕ ЦЕЛУЮ ПЯТИЛЕТКУ ПИШУТ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ О ДРУГИХ. ОЛЕГ ПАЛЫЧ ВЕДЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ РУКОВОДИТЕЛЬ ДВУХ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕАТРОВ. А СТАЛО БЫТЬ, И ПОВОД ЖУРНАЛИСТАМ ВЗЯТЬСЯ ЗА ПЕРО ОН АПРИОРИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЧАЩЕ. 

Так, в апреле, без преувеличения, вся общественность Москвы с замиранием сердца ждала решения ФАКК (Федерального агентства по культуре и кинематографии) о судьбе художественного руководителя МХТ (тогда еще МХАТа): оставят на посту или «попросят».

«Я не скажу, что умный, но хитрый», — говорит о себе Табаков. Назвав свое выступление в ФАКК «апрельскими тезисами», он, как ловкий стратег, избрал своей тактикой нападение: «Если сочтете мою работу хорошей, выдвину несколько условий, без которых невозможно работать. Четыре с половиной года назад я был такой возможности лишен… За кресло свое не держусь: моя основная профессия — актер, удовлетворить свое тщеславие я всегда смогу».

Табакову дали второй срок. Впрочем, не хотел бы остаться сам — вряд ли кто-то смог бы его уговорить. Но зря что ли он все первые пять лет прикладывал усилия к тому, чтобы в Художественном ставила «сборная молодых режиссеров России»? Напрасно ли все еще борется за качественный состав труппы, желая сделать из нее number one? При этом количество его, кажется, всерьез интересует только в отношении зрителей. Пять лет назад посещаемость театра составляла менее 50%, сегодня — более 90. А то, что в прошлом сезоне поставлено 11 спектаклей? Так ведь три (один даже не был выпущен!) было снято с репертуара самим руководителем. Закон театра вообще и МХТ в частности по Табакову: «Чтобы было видно, слышно, ясно и чтобы дух захватывало». На том и стоит. 

«Каждый должен носить свой чемодан, и тогда, может быть, у нас что-нибудь получится», — любит повторять Олег Палыч. Возглавив МХАТ пять лет назад, после смерти Ефремова, Табаков, к примеру, сразу дал себе зарок: «Ничего в этом театре режиссировать не буду». Хотя, шутка ли сказать, у него, ставящего актерскую службу превыше всего и любящего игру больше остального, 40 режиссерских работ в России и за рубежом. При этом, однако, 115 ролей в кино, 100 — в театре. И совершенно не поддающиеся подсчету радиопостановки.

Когда-то Василий Аксенов написал в «Ожоге»:"В своем кабинете сидел директор театра Олег Табаков… Нынешний директор популярного театра родился актером. Сцены ему для игры не хватало, он играл везде: дома, в кругу семьи; в министерстве, в кругу бюрократов; наедине с собой. Когда же нечего было играть, он просто смотрел на собеседника со своей неподражаемой улыбкой, которая, казалось бы, говорила: «Я про вас многое, многое знаю, как и вы, должно быть, про меня».

Сложно сказать, сколько в этом абзаце правды, а сколько художественного вымысла. Одно ясно наверняка. Табаков гордо, с честью носит свой чемодан. И умудряется пополнять его не только все новыми и новыми ролями (в этом году было «Возвращение» в МХТ, телесериал «Есенин», кинопроект «Статский советник», на подходе — «Родственники» венгерского классика Иштвана Сабо и картина о Хансе Кристиане Андерсене российского мэтра Эльдара Рязанова), но и материальным их эквивалентом.

Десять лет назад Олег Палыч откровенничал: «Вероятно, я сегодня один из немногих, в кого готовы вкладывать деньги. А почему это происходит? Ну, может, чувствуют, что дело того стоит, бизнесмены ведь привыкли рассчитывать. Мне вообще стали платить больше — сейчас, когда это уже не так важно: мне ведь в этом году исполняется 60. Вот если б в молодости большие деньги!..» Но в пору его молодости родина актеров не баловала. Хотя Табаков и в застойные советские времена умудрялся прилично зарабатывать и никогда не скрывал, почему в отпуске предпочитает трудиться. Он преподавал, ставил, снимался. И даже сейчас не лукавит, говоря об американском кино: «Работаешь неделю, а зарабатываешь на год».

«Еще в 70-е годы я получал в Германии по 1000 марок за съемку. 500 полагалось отдать государству, а 500 я мог тратить на жизнь, это были большие деньги». Спустя много лет часть именно этих, не потраченных на жизнь денег будет вложена в строительство «Подвала на Чаплыгина» (почему-то худруку совсем не нравится полюбившееся театралам название «Табакерка»).

В этом году Табаков жил привычной для него активной жизнью. Все знают — энергии ему не занимать, многих молодых за пояс заткнет. Прошедшим театральным сезоном он, правда, остался недоволен — многое осуществить не удалось, а от этого устаешь сильнее. Тем не менее событий было предостаточно.

МХТ получил грант, указ о выделении которого был подписан Владимиром Путиным. Коллективу Театра п/р О. П. Табакова был наконец представлен макет нового здания на углу ул. Гиляровского и Садового кольца. В дни Великой Победы состоялась премьера документального фильма «Дорога к Сталинграду», посвященного отцу Табакова — Павлу Кондратьевичу, который во время Великой Отечественной войны был начальником военно-санитарного поезда № 87. В Раменском открыли бронзовый памятник Олегу Пал… Простите… Коту Матроскину из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

«Помните: „Давай возьмем корову в аренду“? Матроскин — часть моей жизненной философии. Трезвость взгляда на жизнь присуща и ему и мне. То есть я очень практичный Олег Павлович Матроскин».

Он участвовал в представлении «Подари мне жизнь», придуманном Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, чтобы помочь детям, больным раком; критиковал министра культуры Соколова; встречался с Президентом России; был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и эстонским орденом «Крест Маарьямаа»…

Но кульминационным событием года стал, несомненно, 70-летний юбилей, который праздновался два месяца. Сначала было столпотворение в Камергерском, где из дарителей выстроилась длиннющая очередь. Потом — недельные гастроли и встречи с близкими людьми в родном Саратове. И, наконец, веселый капустник в МХТ, подготовленный благодарными учениками мастера. «Я люблю подарки», — хитро улыбаясь, сказал тогда Табаков. И призвал народ уже сейчас начать готовиться к 75-летию. Время пошло!