Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Олег Табаков: «Берите пример с меня»

Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
БОЛЬШИНСТВО сегодняшних молодых звёзд кино и театра зажжены известным актёром, руководителем Художественного театра Олегом ТАБАКОВЫМ. Как воспитать молодёжь не только успешной, но и нравственно здоровой?
«Трое штанов не наденешь»

 — СЕГОДНЯ много разговоров о том, что примета современной молодёжи — «доллары в глазах». Мало кого интересуют национальная идея, политические устои страны, духовность. Значит ли это, что скоро не останется такого понятия, как Отечество, и все будут думать только о чистогане?

 — Думаю, что трое штанов на себя не наденешь. Поскольку мне уже 72-й год пошёл, я понимаю, что ТУДА денег с собой не унесёшь. Их должно быть ровно столько, сколько нужно мужчине, чтобы обеспечить свою женщину, детей, прижитых от неё, мать с отцом.

 — Олег Павлович, у вас четверо детей, внуки? Как вы считаете, что нужно делать взрослым, чтобы воспитать нравственно здоровое молодое поколение?

 — Не врать! Блюсти достоинство человеческое. В Военно-воздушных силах Советского Союза, если была плохая радиосвязь между ведущим и ведомым самолётами, существовала такая команда: командир звена махал крыльями, что означало: «Делай, как я!» Надо быть достойным молодёжи, дать ей возможность брать с тебя хороший пример. Это очень трудно.

А ещё нам, взрослому поколению, надо помнить, что на тебе жизнь не кончается. Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1943 году в возрасте 84 лет (тогда Красная армия только-только отогнала немцев от Сталинграда, и никто, даже Господь Бог, не знал, кто победит — Сталин или Гитлер) заставляет правительство открыть Школу-студию МХАТ. Вы подумайте — не сделай он этого, не было бы Ефремова, Борисова, Волчек, Басилашвили, Дорониной, Лазарева, Лавровой?

 — Раньше театры несли в народ «разумное, доброе, вечное». А сегодня зрителя на спектакль заманивают бог знает чем. Раздеться на сцене, потрясти, простите, «причиндалами», выругаться матом — в порядке вещей.

 — Знаешь, я играю 23 года в пьесе Шеффера «Амадей». За это время страна изменилась до неузнаваемости. 20 лет — срок жизни одного поколения. Недавно Художественный театр ездил на гастроли в Екатеринбург, билеты на «Амадея» стоили до трёх тысяч рублей. И всё равно — аншлаги. Там не снимают штанов на сцене, не матерятся? В чём тогда феномен этого спектакля, ответь мне на этот вопрос! И по-прежнему Моцарт говорит о любви к ближнему? Обращаясь к Богу, просит дать ему один лишний месяц жизни — закончить «Реквием»? Тогда у его детей будет немножко больше денег?

По-прежнему бьётся в истерике Сальери, говоря: «Ну несправедливо это, что никто не может вспомнить имени моего». По сути дела, постановка — о страстях человеческих. Если актёр вкладывает в своего героя собственные душевные силы, то не надо делать ничего «такого», чтобы приковать к себе внимание зрительного зала.

 — Вас часто обвиняют в том, что в погоне за прибылью вы сделали из Художественного театра пристанище для экспериментов молодых скандальных режиссёров — Бутусова, Серебренникова, Чусовой. Даже из названия МХАТа букву «А» — «академический» — убрали?

 — Театр не может быть академическим! Отец мой заведовал лабораторией секретного Института «Микроб» в Саратове. Учёные многие годы выводили вакцины, которые будут спасать людей. Вот это, наверное, можно назвать академическими исследованиями. Или наш современный ленинградский гений — математик Перельман — доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре, чего больше века никто в мире не мог сделать. Он, наверное, по праву может так себя называть — академический учёный. А разговоры про академический театр — это ерунда! Театр — живой организм. Ему нужны молодые имена, иными словами, свежий воздух. А иначе — стоячая вода.

Почему Художественный когда-то назвали академическим? Так советское руководство держало театр на политическом поводке. Мы вам паёк, зарплату в два раза больше, а вы - верность нашим идеалам.

 — Согласны с мнением многих актёров-мэтров, что творения большинства молодых театральных постановщиков — это минимум содержания, но яркая, гламурная, как теперь говорят, «обложка»?

 — Не согласен. Спектакль Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных» — это едва ли не самое значительное, что я видел за последние два года.

Или дебют актёра Художественного театра Олега Тополянского по пьесе «Под небом голубым». Никакого гламура и никакой «обложки».

Наша способность удивляться чужим талантам утрачиваться не должна. Да, меняется театральный язык. Но и в обычной жизни люди стали говорить иначе.

Пастернак сказал о великой актрисе Анастасии Платоновне Зуевой: «Смягчается времён суровость, теряют новизну слова, талант — единственная новость, которая всегда нова». Вот и всё.

 — Александр Ширвиндт сказал: воспитываешь-воспитываешь молодёжь, учишь её мастерству театральному, а она потом — р-раз и в сериалы подаётся?

 — Надо так организовывать в театре репертуар и режиссёрскую команду, чтобы этим самым сериальщикам было куда идти спасать душу свою? Вы ведь, наверное, про это спрашиваете?

 — Вообще спрашивала о другом — справедливо ли то, что Мастер годы тратит, чтобы воспитать для своего театра молодого актёра, а тот потом сбегает сниматься в «мыло» для заработка?

 — (Громко.) Надо перестать искать лицо врага, мешающего нам делать нормальный успешный театр! Пусть живут те театры, которые научатся зарабатывать деньги! Конечно, это вовсе не означает, что прибыль — единственный смысл жизнедеятельности театра, но? «Дело надо делать, господа», — утверждает профессор Серебряков в чеховском «Дяде Ване». Я не устаю повторять эту фразу.

 — Я не раз уже слышала в театральной среде мнение, что пьесы Чехова нужно лет на 100 запретить — слишком его в последние годы «замусолили»?

 — (Нараспев.) Не зна-аю, не зна-аю? Глядя на работы некоторых моих коллег, думаешь: «Не-ет, надо заново всё ставить». Знаете, меня мало волнует мнение театральной среды? Начнём с того, что Чехов писал об интеллигентных людях. Их и в жизни-то почти не осталось, где им взяться в театре-то?
«Процесс старения затормозился»

 — А КАК решить проблему, что сегодня дети практически не читают, а только «рубятся» в компьютерные игры, днюют и ночуют в Интернете?

 — Ерунда это всё, Господи. Знаете, как мама меня спасала от влияния улицы? Привела в саратовский Дворец пионеров. Если ты ребёнку даёшь возможность заняться любимым делом, значит, ты его уберёг и от Интернета, и от наркоты, и от всего сопутствующего. Просто нужно быть внимательным к своему ребёнку, стать другом ему, товарищем. Увы, взрослые заняты собой. А потом говорят, что новое поколение плохое.

 — Рождение маленькой дочки внесло коррективы в вашу жизнь?

 — Процесс старения сильно затормозился.

 — В стране сегодня — очередная пятилетка: даёшь рождаемость! Но воз и ныне там, россияне не стремятся воспроизводиться. Что делать?

 — Можно порекомендовать брать пример с Табакова!

 — Я правильно понимаю, что вы не собираетесь останавливаться на достигнутом?

 — Ну, это вы бросьте. Конечно, я как «производитель» высоко ценюсь, но у меня есть ещё и другие способности!