Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Евгений Миронов: Вижу над собой не потолок, а звезды

Мария Безрук, Татьяна Болотовская, Любовь Владимирова, Леонид Павлючик, Михаил Садчиков, Труд, 29.11.2006
Сегодня красивый юбилей отметит любимец публики Евгений Миронов. К своим 40 годам Евгений Витальевич, а попросту Женя (так его по-прежнему зовут друзья и поклонники), успел невероятно много: стал народным артистом России, сыграл князя Мышкина, Гамлета и еще дюжину эпохальных ролей, собрал коллекцию самых престижных профессиональных наград, в том числе Государственную премию России, «Нику», ТЭФИ, премию Александра Солженицына…

 — О вас часто говорят «полетный актер». А вам самому знакомо состояние полета или все это выдумки людей, далеких от актерской профессии?

 — Настоящий полет случается редко. В жизни это происходит в момент влюбленности. А на сцене? Трудно объяснить… Я читал дневники великих артистов, но никто не может определить, когда и почему чувство полета приходит, когда проходит, а когда и вовсе отнимается навсегда. Но если такое состояние наступает, то сразу ощущаешь внутреннюю свободу, что дает возможность совершать неожиданные, даже для себя самого, поступки. Это редко бывает, но бывает.

 — Но вы ведь любите летать и в прямом смысле этого слова — на отдыхе в горах…

 — Когда мы с сестрой были в Швейцарии, она меня уговорила полетать на параплане. Прыгаешь с высоты двух тысяч метров и дальше паришь в течение часа! Безумно интересное сочетание: чувство страха и чувство восторга. Как перед выходом на сцену.

 — Можно ли вас назвать любителем экстрима?

 — Раньше мне хватало экстрима в профессии. А в последнее время не только на горных лыжах катался, но и боксом занимался. Сначала это надо было для роли в фильме «Космос как предчувствие», а когда картина закончилась, понял, что мне этого не хватает, и продолжил брать уроки бокса. Вот еще дайвингом заинтересовался. В фильме «Побег» у меня было погружение на три метра —это не так много, но ощущения мне понравились.

 — Вы удивляете резкой сменой амплуа… Настоящим сюрпризом стала ваша роль отъявленного негодяя Прохора в «Охоте на пиранью», а в фильме «Транзит» вы и вовсе сыграли бессловесную роль опустившегося офицера…

 — Конечно, я хотел бы играть и в дальнейшем роли масштаба Гамлета или князя Мышкина. Но в принципе все, что угодно, можно и нужно делать с внутренним накалом. А если играть, не тратясь, без души, тогда зачем вообще все это? И еще важно профессией заниматься радостно. Помню, как Инна Михайловна Чурикова, снимаясь в «Идиоте», точно сказала: «Это радостные мучения!»

Творческий поиск невозможно остановить. Меня часто спрашивают: «А что вы будете играть после Гамлета, после князя Мышкина?», но это искусственная проблема. Я не чувствую, не вижу своего потолка — я вижу звезды…

 — Как вам работалось с Алисой Фрейндлих в недавнем фильме «На Верхней Масловке»?

 — Мне грех на судьбу жаловаться — я работал с потрясающими актрисами. Но такого шарма, какого-то легкого, французского, никогда в жизни ни у кого не встречал. Я попал, как и все остальные, под влияние Алисы Бруновны. Великая актриса. Даже играя 95-летнюю старуху, остается яркой женщиной. На съемках я ее в шутку называл Баба Яга, она меня тоже как-то называла (смеется). Когда мы расставались, она мне подарила игрушечную бабу-ягу, я ее повесил на кухне и каждое утро с ней здороваюсь: «Здравствуйте, Алиса Бруновна!»

 — Не слишком ли часто вы играете героев со «сломанной психикой»… В Саратове (там Миронов начинал. — Ред.), говорят, вас даже называли «королем истерик»…

 — Я тогда играл в «Полете над гнездом кукушки». И в одной из центральных сцен, видимо, перешел грань, уйдя в чистую физиологию. 

 — Актуален ли для вас гамлетовский вопрос «Быть или не быть»?

 — Конечно, каждую минуту. На самом деле вопрос выбора — это вопрос совести. Иногда хитришь сам с собой, но потом тебе же это аукнется…

 — Расскажите, как вы оказались в совете по культуре при президенте России?

 — Когда меня пригласили туда, я подумал: «Опа!» Еще мои учителя предупреждали, что надо держать дистанцию с властью. Но когда я туда попал, понял, что эту возможность надо как-то использовать, а просто сидеть в костюме и в галстуке рядом с президентом — это не для меня. Уже на первом заседании Путин поддержал мою инициативу о создании Фонда, который помогает молодым актерам.

 — Как бы вы потратили миллион долларов, если бы он на вас внезапно «свалился»?

 — Я не большой умелец фантазировать на тему «что было бы, если бы». Мне важно сознавать, что имею возможность делать то, что хочу. А что касается больших денег, то все очень просто: надо отдавать все детям на благотворительные нужды.

 — Вам часто хочется вернуться в свое детство?

 — Не сказал бы. Кроме радости, там были и печальные моменты.

 — И все же ваше детство было сытным, «вкусным»?

 — Оно прошло в небольшом городке Татищеве под Саратовом. С малых лет запомнился мне татищенский хлеб, который был невероятно вкусным: пышный, как говорится, ноздристый… Я до сих пор умираю от маминой окрошки! Наверное, это самое вкусное, что я в жизни ел. Было и еще одно удивительное «блюдо» — корочка хлеба с чесночком. Если тот самый татищенский хлеб натереть чесночком, да еще с маминой окрошкой… В праздники всегда готовилась селедка «под шубой». Потом я во многих домах и ресторанах ел селедку «под шубой», но вкуснее маминой не было.

 — Вы так трогательно опекаете свою сестру-балерину Оксану, помогаете во всем…

 — Нет-нет, она всего добилась самостоятельно. Я ею восхищаюсь. У нее балетная студия, где обучаются семьдесят детей.

 — Женя, можно ли сказать, что у вас юбилейное настроение?

 — О юбилеях некогда думать. Живу в пути, в разъездах-поездах, редко вижусь даже с самыми близкими людьми. Но иногда все-таки удается из «бешеного потока» выскочить, и тогда получаешь радость не только от работы, но и какие-то новые, чисто человеческие переживания. Ради них и стоит жить.

Тамара Петровна, мама Евгения Миронова:

 — Я самая счастливая мать на свете, потому что Бог послал мне такого сына. Он с малых лет был очень самостоятельным и отзывчивым мальчиком. Что бы ему в школе не поручили, всегда выполнял с готовностью, был пионервожатым, ходил в музыкальную школу, бесконечно таскал книги в дом и перечитал их целую гору. Я не помню такого момента, чтобы я о чем-то попросила Женю и он не сделал. Я никогда не баловала своих детей, да и не на что было, они сами учились добру и справедливости, глядя на нас. Видели, как мы с отцом много работали и понимали, что, как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.

И ЭТО ВСЕ О НЕМ

Оксана, сестра Евгения Миронова:

 — Женя старше меня на шесть лет, так что он, можно сказать, воспитывал меня, поскольку мама много работала на заводе, а папа-шофер был все время в разъездах. К сожалению, он умер три года назад, и мы никак не можем с этим смириться. Наша семья жила в маленьком поселке Татищево, что в 25 километрах от Саратова, поэтому, когда Женя после восьмого класса поступил в саратовское театральное училище, то очень часто приезжал домой. Сядет на электричку и среди ночи появляется в квартире. Сюрприз! Он вообще любит делать сюрпризы, подарки близким людям, дороже нашей семьи у него никого нет. Поэтому всех нас и перетянул в Москву. Я с ним теперь живу в одном доме, только квартиры разные. Два года назад переехала из Петербурга, где закончила хореографическое училище имени Вагановой и выступала на сцене.

Мы с мамой бываем на всех его премьерах в театре, и он очень волнуется, когда мы сидим в зале, а потом спрашивает: что и как. Говорит, будто мы его самые строгие судьи. Для Жени нет другой жизни, кроме театра и кино, он, можно сказать, сгорает на работе. Поэтому плохо и тревожно спит, мало ест, а когда снимался в телесериале «Идиот», то мы опасались за его здоровье, настолько он был поглощен своим князем Мышкиным. Ведь после окончания Школы-студии МХАТ у него открылась язва желудка, и Олег Павлович Табаков положил его в больницу к хорошим врачам. Они помогли Жене, так что он теперь и не вспоминает о когда-то больном желудке.

В день его 40-летия мы соберемся своей семьей, никого из чужих не будет, и отметим юбилей моего любимого брата, который как был мальчишкой, так им и остался.

Олег ТАБАКОВ, народный артист СССР, худрук МХТ имени Чехова, педагог Евгения Миронова:

 — Нас с именинником многое роднит. Мы ведь с одной земли — саратовской. У нас многое совпадает во взглядах на семью, на главные человеческие ценности. Женя — человек верный, надежный, родственный, а эти понятия, к сожалению, сегодня стремительно исчезают из нашей жизни. Судьба или Небесная канцелярия, уж не знаю, как сказать, рано спрофилировали не только мое, но и его будущее. Женя приехал из Саратова, добросовестно учился, будучи студентом третьего курса дебютировал в нашем подвальчике на Чаплыгина в спектакле «Бумбараш». Это была яркая, озорная, чистой пробы работа. Последняя его премьера в театре — «Господа Головлевы», где Миронов показал себя знатоком не только светлых, но и темных глубин человеческой души. Так что Женя из тех моих театральных детей, которые пока больше радуют. Правда, есть у него неуемное желание переиграть все главные роли мирового репертуара. Надеюсь, это у него со временем пройдет, как проходит детская корь. Он ведь вступает в действительно зрелый возраст. Впереди его ждет важное событие: открытие школы для особо одаренных детей, где он будет передавать свой опыт юным актерам. Пришло время отдавать долги.

Алексей Учитель, кинорежиссер:

 — Евгения Миронова я снимал в двух своих картинах — «Дневник его жены» и «Космос как предчувствие». И каждый раз, предлагая ему роль, начинал с одной и той же фразы: «Женя, если ты хочешь сыграть то, что еще никогда не играл, — давай работать вместе». Я считаю его гениальным актером. Лучшим в России. Потому что он никогда не повторяется. В театре он играет совершенно противоположные роли: в «N13» — комический персонаж, в «Чайке» — трагический. 

Когда я увидел спектакль «Господа Головлевы», то в очередной раз убедился в том, что Женя — уникальный артист. Его игра оставляет такое сильное эмоциональное впечатление! Он не боится делать себя уродом. Не щадит себя. Если бы голливудские продюсеры посмотрели его работы, они бы просто завалили его ролями, потому что Женя — артист мирового уровня.

У меня есть давняя задумка снять картину «Дом Черчилля», пригласив на главные роли Женю Миронова и Джозефа Файнса. Надеюсь, что скоро смогу осуществить эту мечту. Я желаю Жене здоровья, творческих сил и обещаю, что буду снимать артиста Миронова в каждой своей картине, где для него будет подходящий материал.