Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

И свадьбу справить, и дело поправить

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2007
Сергей Пускепалис — еще одно имя из плеяды «фоменок» — учился на одном курсе с Миндаугасом Карбаускисом и Василием Сениным. Правда, к Петру Наумовичу Сергей поступил, будучи солидным профессионалом, — 10 лет проработал в Саратовском ТЮЗе, получил звание заслуженного артиста и неоднократно попробовал себя в режиссуре.

Пока учился, использовал каникулы для создания в Самаре кочующего театра «Понедельник». А когда закончил, решился на поступок, почти невообразимый для нынешнего поколения «молодых режиссеров», — уехал из Москвы, чтобы возглавить Магнитогорский театр драмы им. Пушкина, оставленный Валерием Ахадовым. Теперь, когда жизнь в Магнитогорском театре вновь отлажена, Пускепалис может позволить себе работу «на стороне». Благо, что Олег Табаков приглядел его еще по студенческой работе у Фоменко.

«Женитьба Белугина» — очень вкусный спектакль. Запросто даст фору звездному «островскому» хиту самого Олега Павловича «На всякого мудреца довольно простоты», под который уже несколько лет арендуются большие залы. Начинается он почти страшно — купеческий сын Андрей Белугин (Евгений Миллер) только что разорвал помолвку с купеческой дочерью (все сцены объяснения с первой невестой и ее братом режиссер купировал) и ждет объяснений с родителями. Родители (Владимир Краснов и Надежда Тимохина) — типичная домостроевская чета, где жена, точно одушевленная привычная вещь — Белугин-отец даже забывает имя-отчество своей благоверной. Последняя домостроевская чета — на ее глазах начинается ледоход времен, рушатся святые устои, сын бунтует, попирает купеческое слово и хочет жениться по любви. Мать от страха боится разогнуться, не то что глаза поднять. Слуга (Сергей Степин) проливает водку на пол — и смех, и страх. Глаза отца и сына пылают огнем — и до проклятий, и до объятий рукой подать. Раз — и летит на пол скатерть с хрусталями да винами.

Два — и отец щедро отпускает сына на волю — пусть своих ошибок наделает, не наших. А потом к страху-напряжению все больше и больше подмешивается по капельке смех и радость, и утешение. 

На этом поле щедро распустились все цветы — и густого замеса реализм (Владимир Краснов), и почти клоунское утрирование (Марианна Шульц — мамаша Кармина, дама с расстроенными нервами), и томная загадочность кинодивы (в этой манере играет Лина Миримская в роли невесты с претензиями на аристократию), и мелкий бисер подлеца Агишина (Иван Шибанов из театра им. Гоголя), и богатырская удаль младшего Белугина.

Евгений Миллер (второй удачный «рекрут» «Табакерки» из театра им. Гоголя) успевает еще и слегка поиронизировать над «гибельным серьезом» своего честного да горячего купца Белугина — и в той, и в другой ипостаси чрезвычайно убедителен.

Говорят, российская бизнес-элита уже успела озаботиться своим изуродованным имиджем, над которым старательно поработал кинематограф с телевидением. И задумалась над исправлением ситуации. Между тем Александр Николаевич Островский сделал это задолго до имиджмейкеров и гораздо эффективнее их.