Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили все

Лоретта Вашкова, Радиогазета (Прага)
Олег Табаков

Покатый помост, с которого герои как с ледяной горки то скользят в восторг перед жизнью, то шагают в небытие, испещрен андреевскими строками. Помост к тому же - раскрытая книга, где юные бомбометатели учатся по слогам немногих уготованных им минут жизни прочитать слово смерть. Семеро будущих висельников ждут последнего рассвета, и каждый из них заглядывает в лицо смерти по-своему. А еще — министр, покушение на жизнь которого было предотвращено, укрывшийся в безопасное место, чтобы переждать угрозу, оцепеневший и в итоге слившийся от этой неподвижности со смертью. Режиссерский подход Миндаугаса Карбаускиса полон неожиданностей и перевертышей — вот оно реальное, а вот запредельное, позволяющих распробовать всю горечь родительского прощания с сыном перед казнью, порывистую убежденность девочки Муси — «смерти нет» или минутный соблазн конокрада Цыганка стать палачом — все здесь психологически крайне достоверно.
Многие зрители, стремясь составить целостное впечатление о «Табакерке», не пропустили ни одного спектакля. Одним из них является режиссер и театральный критик Мирослав Прохазка.

«Рассказ о семи повешенных»

«Мне понравился первый спектакль „Лицедей“ Бернхарда, где главную роль исполняет Андрей Смоляков. По идее, это должен быть актер старше, но Смоляков справился с ролью — мы видели широкий актерский диапазон, и в этой постановке режиссер нашел нужное русло. Я был разочарован постановкой Горького „На дне“. Это похоже на ожидания: они бы возникли, если бы в Праге были гастроли Королевской шекспировской академии, которая бы давала Шекспира или Французской комедии, которая привезла бы Мольера — точно так мы ожидали, что нам покажут, как же ставить Горького. Но это — неудача. В спектакле как будто отсутствует режиссерская работа. Спасайся, кто может, и актеры играют каждый сам за себя, показывая много хороших этюдов по отдельности, но не спаянных воедино. Но самое ужасное в этой постановке — сценография, которая, по-моему, задушила спектакль — сложная, но неработающая. То есть выяснилось, что далеко не все в театре Табакова действует, но некоторые вещи гениальны».

«На дне»

Большинство из тех, с кем мне удалось переговорить после спектакля, завершающего гастроли театра п/р Олега Табакова, сошлись во мнении, что работа молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса оставила у них самое глубокое впечатление из того репертуарного диапазона, который был предложен на суд пражского зрителя.
«Думаю, что сегодняшнее представление было лучшим из всего „Русского сезона“, лучшим из русской театральной игры — очень поэтичное, игривое. Оно мне очень понравилось, в отличие от вчерашнего „На дне“, которое действовало на зрителя, скорее, утомительно. А „Рассказ о семи повешенных“ в постановке Карбаускиса — однозначно самый-самый: и отдача актеров, и сценография, но самое сильное — режиссура. Такой мощный спектакль, а сделан с такой легкостью»,
 — удивлялась ныне проживающая в Праге словачка Мартина Прохазкова, театрал, которая не пропускала ни одной возможности посмотреть русские спектакли еще в Братиславе.

Гастроли «Табакерки» в Праге стали прологом проекта организации театрального фестиваля, основанного на обмене театрами между Чехией и Россией. В ноябре этого года по приглашению О. Табакова на сцене МХТ им. Чехова выступал «Дейвицкий театр», который привез москвичам «Теремина» и «Обломова».