ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Старик и горе

Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
В программке к спектаклю драматург Александр Галин написал: «Пока, слава Богу, есть люди, которым мои пьесы интересны. Но с годами их будет становиться меньше. Наступит момент, когда я, возможно, останусь один». Александра Михайловича хочется уверить в обратном: именно Галин, пьесы которого стабильно репертуарны и зрительски востребованы, один не останется никогда. В силу разных причин. Во-первых, он как-то так умудряется писать свои пьесы, что их не надо переделывать спустя 20 лет. А наша жизнь, как известно, за эти годы встала с ног на голову. Многие актуально-сиюминутные произведения минувших десятилетий с легкостью упали в корзину, они никому сегодня не интересны. Галин разве что пройдется по отдельным словам и фразам, добавит упоминания «Интернета» или «фракции» — и все. И уже другой зритель смеется и плачет абсолютно так же. А во-вторых, низкий поклон режиссерскому театру, жесткому, рациональному и конструктивному, составившему театральную славу ХХ столетия, но не им единым жива публика. И, честно признаться, современному критику все труднее ощутить себя просто зрителем, если, конечно, для кого-то из критиков такая постановка вопроса актуальна. И подчас усталые от обилия сценических событий мозги отказываются разгадывать очередную режиссерскую шараду, глаза — наблюдать за виртуозными, но бесстрастно-марионеточными актерскими трюками. Хочется чего-нибудь такого, чтобы задействованным оказалось старомодное понятие «душа» — сантимента, простоты, эмоциональности, непосредственности. В общем, какого-нибудь «ретро». В нем же первые позиции занимают драматург и актеры.

Чеховский МХАТ нынешнего сезона уже приблизился к подобному настроению в спектакле «Ю» по пьесе О. Мухиной. Галинское «Ретро», поставленное актером Андреем Мягковым, довело его до предельно высоких нот. Еще помнится спектакль Малого театра самого начала 80-х. Там публика тоже аплодировала любимым актерам — И. Любезнову, Г. Деминой, М. Овчинниковой, Е. Солодовой, Н. Подгорному, наслаждалась сценической «жизнью», но не забывала отмечать (согласно времени) ударные реплики, растаскивая их на цитаты. «Мой сын не умеет зарабатывать деньги, я вырастила честного человека…» «Здесь собрались интеллигентные люди, почему никто не пьет?..» «Разве можно было в наше время назвать женщину “членом коллектива”?.. »

Сегодня бурных оваций все это не вызывает. Зритель, конечно, смеется, но как-то грустновато: времена изменились, не затронув сути. Вообще, спектакль Мягкова смикшировал комические эпизоды в угоду сантименту. А галинская пьеса отчасти спроецировалась на мхатовскую актерскую ситуацию, судьбу актеров, в «Ретро» занятых. Все они как нельзя лучше вписываются в определение «уходящая натура», столь популярное с недавних пор внутри нынешнего МХАТа. Мягков, и сам блистательный актер, по-актерски же эту пьесу и срежиссировал. Растворил унылый «быт» в отчасти гротесковой театральности, подарил актерам эффектные «выходы» и «номера», но не забыл и о традиционном мхатовском переживании. Спектакль получился словно бы с двойным дном: давно знакомый сюжет наложился на конкретные примеры конкретных актерских судеб.

Галинские диалоги, монологи и реплики так же странно двоятся. Актеры, безусловно, создают «характеры», но так же безусловно порой говорят «от первого лица», вставляя незапланированные фразы, импровизируя, даже дурачась. Профессорская дочь, ретро-интеллигентка Барабанова (Наталья Тенякова) с чувством процитирует пушкинский стих и тут же, без перехода, лукаво-восторженно выпалит: «А как Юрский это читает!» Карикатурно-богемная бывшая балерина в вуалях и перьях Песочинская (Анастасия Вознесенская), давно перешедшая в иную весовую категорию, нелепо «станцует», обыгрывая свои недуги, а потом, тяжело прислонившись к лестнице, скажет: «Мы живы, нас просто забыли». И привычно потянется к фужеру с шампанским. «Женщина из очереди» — медсестра Воронкова (Раиса Максимова) то и дело будет обиженно поджимать губы, сетуя на то, что ее в очередной раз «обошли». И эта сценическая обида тоже покажется весьма человеческой. Что ж, театр — дело жестокое, многих ломает.

Но, впрочем, театра здесь все-таки больше. В квартире Леонида (Игорь Верник), напоминающей роскошный антикварный салон (сценография Александра Боровского), бушуют страсти нешуточные, невольно спровоцированные овдовевшим стариком Чмутиным (Владимир Краснов). Правда, в этой лавчонке у него — свое, особое пространство: где-то на верхотуре, под крышей, куда прилетает к нему единственный собеседник — белый голубь. Птичка — символ, птичка — душа. Всех, отошедших в мир иной. К чести режиссера, водевильный сюжет со сватовством оказался не более чем одним из мотивов, вписанных в долгую жизненную драму Чмутина и его семьи, от которой осталась лишь нервно-взвинченная дочь Людмила (Дарья Юрская). Внезапный эмоциональный всплеск застарелых обид в разгар сватовства потому и не удивляет своей спонтанной нелогичностью. Все обитатели дома давно находятся на грани нервного срыва, просто теперь настал черед эту грань сломать.

Пьеса «Ретро», репертуарный чемпион Галина и современной ему драматургии, зачастую в спектаклях завершалась благостно-надуманным финалом. Здесь — не так. Мягкову, видимо, чужды прекраснодушные мечтания. Ни в какую деревню старик с «барышнями» не уедет. Квартет «уходящей натуры» с горящими свечками в руках медленно поднимется по крутой лестнице куда-то ввысь и, кажется, не столько просто уйдет в закулисное пространство, но растворится, исчезнет, «пройдет». Останется только белый голубь — шумно забьется в оконное стекло опустевшего, несмотря на присутствие молодых хозяев, дома…
Пресса
«Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017
Наталья Тенякова в программе «Наедине со всеми», Юлия Меньшова, Первый канал, 10.04.2017
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
Наталья Тенякова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.02.2016
Коротая жизнь за мечтой, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 21.10.2015
Год, когда он умер, Сергей Лебедев, Современная драматургия, № 3, 29.09.2015
МХТ имени Чехова, «Юбилей ювелира»: поистине ювелирная работа, Мария Демидова, Ярославский регион, 15.09.2015
«Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым, Эмилия Деменцова, The Holliwood Reporter, 17.08.2015
Итоги театрального сезона: «МК» объявляет лауреатов своей премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.07.2015
Память сердца. Эпизод 6, Эмилия Деменцова, Театрон, 23.04.2015
Люби свою королеву, Елена Левинская, Театральная афиша, 22.04.2015
«Юбилей ювелира»: а дальше — тишина?, Ирина Шведова, Московская правда, 21.04.2015
Память сердца. Эпизод 5, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.04.2015
Память сердца. Эпизод 4, Эмилия Деменцова, Театрон, 13.04.2015
Лучшие спектакли-бенефисы, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.04.2015
Память сердца. Эпизод 3, Эмилия Деменцова, Театрон, 8.04.2015
Его величество, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 30.03.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Смерть без эмоций, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.03.2015
Граница между светом и тьмой, Ксения Ларина, The New Times, 23.03.2015
Взгляд с экрана, Вячеслав Суриков, Эксперт, 21.03.2015
Придет ли к Табакову королева?, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
60 бриллиантов Олега Табакова, Наталья Барабаш, Комсомольская правда, 13.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
Табаков попытался заглянуть за край, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.03.2015
Кто любит свою королеву…, Елена Дьякова, Новая газета, 11.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Королевская старость, Алла Шендерова, Colta.ru, 6.03.2015
«Юбилей ювелира», «Страна мальчишей» и «Жизнь в движении», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 4.03.2015
Олег Табаков сыграет ювелира, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2015
Табаков рассказал про «Юбилей ювелира» и свой собственный, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.03.2015
11 вопросов для Натальи Теняковой, Пресс-служба МХТ, 11.02.2015
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
На сцене МХТ поздравили Станиславского, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002