ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Грешные дети

Алла Шевелева, Театральная афиша, 26.01.2017
Переместив действие «Вассы Железновой» в камерное пространство Новой сцены МХТ имени Чехова, создатели спектакля «В. Ж.» попытались уйти от монументальности и тяжеловесности, которыми грешили постановки знаменитой пьесы Горького долгие годы. Экспериментальная площадка театра потребовала от исполнителей ювелирной точности в выборе выразительных средств, особой степени откровенности и бесстрашия. 
В основу литературной композиции спектакля вошел не только текст «пьесы про мать» (так называл первый вариант «Вассы Железновой» ее автор), но и фрагменты «Жизни Клима Самгина», «Фомы Гордеева», «Исповеди» и других знаковых произведений Горького. Благодаря этому пьеса-предчувствие, написанная накануне надвигающейся катастрофы, преобразилась в размышление о природе греха, поиске Бога и покаянии. 
На плазменных экранах мелькают буквы древнеславянской азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро… Детский лепет и смех, звучащие в прологе, постепенно оформляются в полные ярости монологи заблудших чад – героев пьесы. Место действия напоминает одновременно тюрьму и чистилище – душный бункер с металлической стеной и колоннами, укутанными в грубую холстину, откуда нет выхода.
Семейство Железновых бурно выясняет отношения, делит наследство, в то время как за стеной умирает отец, муж Вассы Петровны. Вчерашние дети, чьи фотографии проецируются на экраны, сегодня погрязли в разврате и осознании собственной никчемности. Инфантильный Семен (Николай Ефремов) и его эксцентричная супруга Наталья (Яна Осипова) мечтают удрать из дома со своей частью наследства. Чистая и светлая невестка Вассы Людмила (Ксения Теплова) ищет свободу в грехе, а ее обезумевший муж горбун Павел (Игорь Хрипунов) – в насилии. На шаг дальше остальных продвинулись опытные сладострастники – дядюшка Прохор (Владимир Тимофеев) и его старшая племянница Анна (Лариса Кокоева).
На фоне своей семьи Васса в тонком и интеллигентном исполнении Евгении Добровольской кажется единственным человеком, способным не только к действию (нередко и к преступлению), но и к состраданию. Режиссер-дебютант Ольга Воронина именно Вассе отдала фрагмент из «Исповеди» Горького: «Где божья красота? Жив бог? Где же божеское?» Но небеса не дают ответа.

Статья "Грешные дети", журнал "Театральная афиша" , www.teatr.ru