ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Перешить судьбу

Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
Похоже, лед, как любил повторять незабвенный Остап Бендер, действительно тронулся, господа присяжные заседатели. И молодые режиссеры из фантомов критических статей стали реальностью столичного театрального быта. К уже вошедшим в наш обиход фамилиям «подающих надежды» можно добавить новую — Антона Коваленко, только что поставившего на Новой сцене МХТ имени Чехова гоголевскую «Шинель».

Повесть Гоголя часто привлекает внимания театров, и сейчас в столице можно найти самые разные варианты постановок классического текста, из которых лучший — спектакль Валерия Фокина с Мариной Нееловой в роли Башмачкина. В спектакле «Современника» Валерий Фокин решительно отстранил весь бытовой антураж гоголевской повести, оставив за скобками все бытовые подробности, столь любовно выписанные Гоголем. Выпали и забылись коллеги по департаменту и портной Петрович с его круглой табакеркой и женой, носящей чепчик, старуха-хозяйка и значительное лицо, сбитое с толку полученным генеральским чином…

В постановке МХТ все эти описания, черты, детали и подробности, которые составляют собственно гоголевский юмор и быт, своеобразие и особицу, — укрупнены, тщательно подчеркнуты, любовно обыграны. Резвится тройка чиновников, они же униформисты, они же ведущие спектакля, — перебивая друг друга, спешат рассказать: почему героя назвали Акакием и как бедная мать испугалась имен из святок, вынужденная выбирать между Моккием, Соссием, Хоздазатом, Трифилием, Дулой и Варахасием… Артем Быстров, Валерий Трошин и приглашенный прекрасный саратовский артист Валерий Малинин играют, безошибочно чувствуя и авторское слово, и ритм музыкальной ткани спектакля, где проза легко переходит в стихи или песню, а песня в дробь каблуков… Не раз обращавшийся к Гоголю, Антон Коваленко сделал зримой музыкальную стихию прозы классика, не потеряв ни запятой авторского текста, умело передавая наслаждение от всех инверсий, нагромождений эпитетов и неожиданных островков печали среди разгула юмористической стихии. 

Роли «второго плана» здесь сыграны, спеты и станцованы ярко и выпукло. Колоритен портной Петрович (чудная работа Валерия Хлевинского). Хороша его немка-жена, актриса Юлия Чебакова здесь играет обе женские роли: и приземистую злобную бабу, лопочущую по-немецки, и квартирную хозяйку Башмачкина — молодую, светлую, нежно выпевающую торжественным речитативом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых»…

От своего учителя Камы Гинкаса Антон Коваленко унаследовал умение немногими деталями создавать натуралистически точную картину быта. В «Шинели» портной сидит за внушительной швейной машиной “Zinger” c ножным приводом и откидывающейся крышкой-столиком; его жена носит самый гоголевский из всех возможных чепчиков, а новая шинель Акакия Акакиевича и впрямь радует ровностью стежка и красотой кроя. От Гинкаса же - умение всю эту достоверность взорвать двумя-тремя рассчитанными ударами. Вот Башмачкин достает заветную копилку, роль которой исполняет ночной горшок, в котором звенят бубенцами монеты… А вот Валерий Малинин влезает внутрь одной из трех гигантских шинелей, свободно порхающих над сценой и оборачивается Значительным лицом. Меняется и походка, и осанка, и голос, возвышающийся до трубного звука. От такого распекания немудрено и впрямь заболеть горячкою, как бедный Башмачкин. 

Сейчас самое время сказать о главном герое спектакля Акакии Акакиевиче Башмачкине, которого играет Авангард Леонтьев… Но проблема в том, что сказать о нем решительно нечего. Мы практически не наблюдаем персонажа, простодушного, робкого, умеющего быть счастливым в своей конуре со своим переписыванием, а видим любимого и знакомого актера, едкого, умного, властного. Как сквозь прорехи из старого капота просвечивало тело Акакия Акакиевича, так сквозь «платье роли» мы все время видим Авангарда Леонтьева, что весьма сильно кренит и искажает и гоголевский сюжет истории о «маленьком человеке», и режиссерский замысел спектакля.

Что поделаешь, роли отнюдь не всегда рождаются к назначенному сроку премьеры. Остается надеяться, что, вжившись в персонажа, Авангард Леонтьев сумеет отойти от себя, забыть о наработанных комических приемах (здесь только мешающих), проникнуться самочувствием канцелярской мыши, в редкие минуты слабо попискивающей: «Что вы меня обижаете?», а после смерти вдруг явившейся фигурой мстителя за всех страждущих и обиженных. И тогда спектакль обретет завершенность и цельность, а точно пошитая режиссером «Шинель» — своего героя.
Пресса
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
В театре имени Волкова стартовал проект МХТ имени Чехова, Елена Зайцева, Комсомольская правда, 19.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Критика офисного разума, Николай Берман, Газета.ru, 11.06.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
Человек с наивным взглядом, Константин Мацан, Православие и мир, 12.12.2012
Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003