ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

8 вопросов для Валерия Трошина

Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
- Какое событие в вашей жизни убедило вас в выборе профессии?

 — Уже не помню. В какой-то момент уверенность пришла сама. Как говорят, «очнулся на своей свадьбе». Повернуть назад уже невозможно. Может, иногда и посещают меня мысли, что я не туда пошел, свернул не в тот переулок. Но уже всё, далеко ушел, а обратно возвращаться жизни не хватит. Хотя кто знает. Меня очень радует сегодня делать мебель из дерева, на даче только бы этим и занимался. Или люблю готовить для гостей. Но театр — путь мой главный.

- Что осталось в памяти из советов мастеров?

 — Олег Герасимов был педагогом на курсе Льва Дурова в Школе-студии МХАТ. Дал нам множество технических приемов и секретов. Театр — это ремесло. Это не только вдохновение, надо уметь дело делать. Герасимов меня развернул на 180 градусов от той дороги, куда я шел. Молод я был и глуп, а он педагог с огромным опытом. И он постоянно мне говорил: «Ум для актера — дурак». Понять это тогда я не мог. Сейчас я говорю студентам то же. Меньше думайте, больше чувствуйте. Как это кто расшифровывает, их дело. Лев Дуров говорил нам о высоком градусе — начинать надо со ста-ста пятидесяти градусов. А мы спрашивали: а что дальше? Он говорил, что дальше уж как пойдет. Нужна сильная «включаемость» в материал. И нужно быть постоянно готовым к работе. В любой момент встать и сделать. Хотя если замахиваешься широко, можно и штаны порвать. Но если не замахнешься выше, то и не перешагнешь.

- Актер — это исполнитель или автор?

 — Он созидатель. Совместное творчество все равно. Бывает, ты благодарен режиссеру, который незримо что-то с тобой делает. А бывает, что режиссер ничего не делает, кажется, а ты корячишься. Но это совершенно не важно, эти впечатления потом стираются. Если спектакль получается, он идет. И актер творит каждый день — пока спектакль живет. В том числе и когда режиссер не рядом. У нас был спектакль, который мы долго играли. И через несколько лет после премьеры я только понял, что надо. Внешне спектакль был в форме, но внутренне я не мог никак разобраться. После каждого выхода мучился, что опять ничего не получилось. Каждый раз отчаяние посещало, тем ли я вообще занимаюсь. Это такой аванс провидения, как я называю. Жизнь нам дает возможность долго, мучительно разбирать какой-то сложный ребус. Или, наоборот, когда часто спектакль играешь, артисты начинают словно ракушками облеплять свои роли — нужно что-то постоянно придумывать, чтобы не превратиться в робота.

- Вы один из редких артистов, оставшихся в МХТ после ефремовского периода. Чем силен сегодняшний МХТ?

 — Он изначально силен — от основателей. Силен духом. Сын Олега Ефремова Михаил — большой артист — говорил, что МХАТ — это лакмусовая бумажка страны. И история дает возможность в этом убеждаться, даже страшно иногда делается. Так и страна наша, как МХТ, духом сильна, какие бы ни приходили власти. Как говорит булгаковский Мышлаевский: «Россия есть Россия. Поставь ее вверх ножками, придет время, она встанет в нормальное положение». Так и Художественный театр живет. У нас сейчас на редкость интересный репертуар, одна из лучших трупп. Это заслуга Олега Павловича, и стечение обстоятельств, которые просто так не стекаются, я не верю в случай слепой. МХТ мне дорог, ценен, хотя есть и множество других прекрасных театров. МХТ ценен цельностью своей. Да просто цветом стен, каким покрасил его однажды Шехтель. Был прецедент, когда пытались перекрасить в желтый, но не удалось. И тоже хорошо.

- Вы часто играете ироничные, саркастические роли. Как это соединяется с верой, религиозной твердостью? Для вас ведь вопрос веры важен. И когда надо было защитить театр, вы это сделали. Верующие артисты часто признаются, что им некомфортно играть злодеев, чтобы не раздавать зло зрителю.

 — Зла в каждом-каждом человеке море. Нет человека без зла. Добро снаружи, оно есть для всех. А зла больше, и оно внизу, в невидимой части айсберга. Внутри нас жуткие потемки и дебри. Не вопрос, как зло в себя не пускать. Вопрос, как из себя его не выпустить. Можно ли зло показывать на сцене? Смотря как показать. Если зло привлекательно на сцене, если за ним хочется идти, то, наверное, так не надо, это не совсем верный путь. Скажем, трудно смотреть наш спектакль «Господа Головлевы». Потому что никому из нас ох, как не хочется узнавать себя в Иудушке Головлеве. А узнать себя в обижаемых им людях — очень хочется. А это не так! Не для этого Салтыков-Щедрин роман писал. Каждый из нас — этот Иудушка, обижающий любящих его. Когда играешь злого персонажа, на это и ориентируешься: чтобы зритель ужаснулся самого себя, всмотревшись в героя внимательнее. Сарказм — попытка закрыть бескожное внутреннее пространство. Здоровый юмор, без злости. «Злом сердце быстро изнашивается, истирается как колесо о худую дорогу», как говорит персонаж Олега Тополянского в нашем спектакле «Пролетный гусь».

- Может ли театр изменить жизнь?

 — Театр сильно меняет жизнь человека, подминает под себя, делает своим рабом. Слава, известность, эта волна, на которой ты несешься. Эти вещи ломают человека, заставляют талант работать на достижение этих бесконечно ускользающих горизонтов. Это опасные омуты. Но это для всех тяжело, не только для артистов: вот был ты врачом, потом стал главврачом, и всё. Власть меняет людей. И зрителей театр меняет, но часто это хорошо. Главное, чтобы с ума не сошли. Так тоже часто бывает.

- Самое экзотическое место, где вы побывали?

 — В конце 1990-х были у меня съемки в Лондоне. И в последний день после банкета мы пошли по Лондону гулять, наслаждаясь, наконец, свободой от работы. И гуляли по дну Темзы, которая обмелела. Отлив, оказывается, кто бы подумал. Ночь, туман, пять утра. Смотрим, какое-то необычное здание. Перелезли через забор, а это оказался шекспировский театр «Глобус». Вошли внутрь, двери были открыты почему-то. Все же были артисты! Начали вспоминать, кто что у Шекспира помнит. Вошли на сцену, стали читать. Зашли за кулисы, там шпаги, парики, костюмы лежат, какие-то монеты разбросаны. Наигрались, обходим здание, а там будка и два полисмена здоровых сидят. Каким образом они нас не услышали, непостижимо! Но так нам посчастливилось выступать на сцене «Глобуса».

- Какой ваш личный рецепт избавления от депрессии?

 — Депрессия бывает, но очень редко и очень коротко. Я знаю, что за облаками всегда скрывается солнце. И оно никуда не уходит. Это не все могут делать, но есть молитва. Надо молиться, уповать на Бога, общаться, и ты никогда не будешь одиноким. Депрессия — от одиночества. Она побеждается общением. А с кем общаться, когда вокруг никого нет? Только с Богом, который никуда от тебя не уходит. У меня было так, я переживал потерю близких. Все умерли. Как быть одному в квартире? Важно понять, что ты не одинок и никогда одним не был. Такие случаи меня и убеждают в моей вере. Жизнь короткая такая…
Пресса
Ваше место в плацкарте, Денис Сутыка, Культура, 8.06.2017
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
В театре имени Волкова стартовал проект МХТ имени Чехова, Елена Зайцева, Комсомольская правда, 19.01.2015
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
Наследники Станиславского в Иркутске, Елена Орлова, Областная газета (Иркутск), 30.08.2013
Критика офисного разума, Николай Берман, Газета.ru, 11.06.2013
Проект «Немецкий театр. Впервые на русском» стартовал в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 10.06.2013
Человек с наивным взглядом, Константин Мацан, Православие и мир, 12.12.2012
Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Перешить судьбу, Ольга Егошина, Новые известия, 7.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дуэль с «Крейцеровой сонатой», Марина Давыдова, Известия, 5.07.2010
Тяжелое дыхание, Алиса Никольская, Культура, 27.05.2010
В МХТ им. Чехова снова поставили Чехова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.05.2010
Дьякон не зря секундантом был, Елена Дьякова, Новая газета, 14.05.2010
В МХТ впервые инсценировали чеховскую «Дуэль», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия», 28.04.2010
«Дуэль» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Звезда», 27.04.2010
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003