ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Один как перст

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
«Гамлета» никогда не было в обойме Художественного театра. Со времен несостоявшегося спектакля-легенды Гордона Крэга. Теперь и этот пробел восполнен питерским режиссером Юрием Бутусовым. На слух Юрий Бутусов вернул довольно много текста, который режиссеры привыкли опускать в погоне за комиксовой внятностью сюжета. Зато он убрал Горацио, единственного друга Гамлета и единственного выжившего свидетеля датской трагедии. 

Гамлет Михаила Трухина остался один как перст. Как лирический герой Ионеско Беранже среди оносороженных сограждан, к которым примкнула даже его возлюбленная. Как Войцек в своем полку — именно эта давняя роль Михаила Трухина больше всего перекликается с его нынешним Гамлетом: тщедушный Войцек, раздавленный «загадками не нашего охвата».

Его гибель бесславна, а жизнь так по-сегодняшнему обесценена, что никакой Фортинбрас не похоронит его с почестями. Он не согрет даже женским теплом: ни хитровато-послушная Офелия Ольги Литвиновой, ни надменно-окаменевшая Гертруда Марины Голуб на это не способны. Лишь покойные отцы — Полоний да Гамлет-старший — могут подарить своим несчастным детям толику нежности.

В Прологе трое закадычных друзей (в исполнении Михаила Пореченкова, Константина Хабенского и Михаила Трухина — питерский костяк бутусовской команды) затеют игру, которая окажется для них смертельной. От первой крови до последней рукой подать.

Первым, как это обычно бывает, падет главный балагур и весельчак — герой Михаила Пореченкова, он же Полоний, он же матрос-клоун (плод режиссерской фантазии), явившийся озвучить (и снизить) письмо Гамлета.

Другой (Клавдий — Хабенский) возьмет на время верх над своим ровесником (Гамлет — Трухин), которому он никогда не был ровней. Игра развяжет ему руки и выпустит наружу темные инстинкты.

Яростная жажда реванша. Жаркий угар ворованной победы. Чуть брезгливая страсть к доставшейся ему пожилой и властной жене-королеве. Липкий озноб страха возмездия и непоправимости, от которого ему отныне не дано будет отогреться. Такова кардиограмма, которую мастерски вычерчивает Константин Хабенский. Клавдий по-плебейски готов унижать и унижаться: да вот хоть сунуть этому интеллигентишке Гамлету кляп в рот из салфетки, которой только что чистил ему ботинки.

Гамлет примет вызов, согласится играть по правилам, навязанным ему этим миром. И потеряет страх — перед противником, а затем и перед Богом в себе самом.

Первого состоявшегося мхатовского «Гамлета» отличает бережная чуткость к выбранному слову.

Вот, скажем, Призрак Сергея Сосновского говорит об огне, в котором горит его душа, и с удовольствием перекидывает с ладони на ладонь кусочек льда — когда еще придется его подержать! Есть тут и почти чаплинская плотность гэгов, фирменная бутусовская чувственность, экспрессия, а также джазовое мышление. Именно оно придает смертельным играм людей кураж печальных и стремительных импровизаций. 
Пресса
В кирзачах и тельняшке, Елена Крымская, Вечерняя Москва, 22.03.2017
От простого опера до Принца Датского, Александр Малюгин, Аргументы недели, 2.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Михаил Трухин: В актеры за деньгами не идут, Анжела Якубовская, Правда.ру, 10.09.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Михаил Трухин в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 11.05.2014
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005