ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет.

Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006
Когда-то они были как три мушкетера — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин. Вместе учились, вместе работали в театре Ленсовета, снимались в популярных телесериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»… Потом Олег Табаков пригласил Хабенского и Пореченкова в МХТ, а их друг остался в Питере. Но, оказалось, разлучились они ненадолго. И сегодня Трухин играет Гамлета в том же Художественном театре.

- Михаил, что вы почувствовали, когда вас пригласили на такую роль и в такой театр?

 — Это случилось минувшей зимой, я снимался в Подмосковье. Был жуткий холод. После окончания съемок мы сидели в трейлере, ждали машину, пили водку, чтобы как-то согреться. У меня зазвонил мобильник и я услышал: «Художественный театр предлагает вам сыграть Гамлета». Я настолько растерялся, что… попросил перезвонить. Через 15 минут звонок повторился. Тут я уже собрался, сказал, что согласен, но встать со стула не мог — ноги от волнения отказывали. Потом позвонил Юра Бутусов (режиссер «Гамлета») и подтвердил, что это не розыгрыш.

- То, что Хабенский и Пореченков тоже должны были играть в «Гамлете», как-то повлияло на ваше решение?

 — Конечно, ведь они — главные мои партнеры (Клавдий и Полоний), с ними мне не так страшно было входить в новый коллектив. Но я бы согласился в любом случае, поскольку Гамлет — мечта каждого актера. К тому же есть печальный опыт. Пять лет назад я не решился играть князя Мышкина в спектакле все того же Юрия Бутусова «Идиот» и тем самым надолго испортил с ним отношения. 

- Вы никогда не жалели, что ушли из театра Ленсовета, где так успешно начинали?

 — Я не сам ушел, меня уволили.

- За нарушение трудовой дисциплины?

 — Что-то вроде этого. Я сделал очень сложную операцию на глаза, заранее предупредив об этом руководство театра. А когда вышел из больницы, то обнаружил, что в репертуаре дважды подряд стоит мой спектакль «В ожидании Годо», требовавший большого физического напряжения, что было мне после операции категорически противопоказано, и я отказался играть. Дирекция посчитала это капризом, и со мной распрощались. В общем, банальная история. 

- И после этой банальной истории вы оказались в актерском простое?

 — В театре, да. Правда, у меня были небольшие киноработы: в «Детях Арбата», «Гибели империи», «Ленинграде», но мне хотелось большего.

- Переживали, нервничали?

 — Как любой артист, когда у него нет серьезных ролей и ему кажется, что его все забыли. Уж слишком у нас зависимая профессия. ..

- Некоторые даже считают, что эта профессия не мужская.

 — Почему? Очень даже мужская — она для выносливых и терпеливых людей. Например, во время показа «Гамлета» мы меняем по три рубашки — они мокрые от пота. А в спектакле «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера я только на 153-м представлении поймал себя на мысли, что наконец-то сыграл хорошо.

- Вы случаем, не самоед?

 — Есть немного, так как по знаку зодиака я Скорпион, а уж он-то больше всех мучает себя.

- И семью тоже мучаете?

 — Я бы не хотел говорить о семье, поскольку это очень личное.

- Многие считают, что актеры гонят откровенную халтуру, снимаясь в бесконечных телесериалах…

 — Я так не считаю, потому что если артист будет халтурить, то его больше не позовут сниматься. Более того, именно артисты часто вытягивают сериалы своими импровизациями, пытаясь как-то улучшить слабый драматургический материал. Что же касается того, что одни и те же сериалы бесконечно крутят по всем каналам, то ведь артисты к этому никакого отношения не имеют, а деньги на этом зарабатывает кто-то другой.

- Но ведь вам приходится сниматься и ради денег?

 — Великая Фаина Раневская как-то сказала, что кино — искусство плебейское. В кино всегда зарабатывали деньги, в отличие от театра.

- В вашей творческой биографии были такие кинорежиссеры, с которыми хотелось бы встретиться еще?

 — Пока таких «романов» у меня не было. Правда, однажды мы с Костей Хабенским пробежали на заднем плане в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!», репетируя этот крохотный эпизод пять дней. Но больше судьба не предоставила мне шанс встретиться с мастером подобного уровня. Сейчас большинство кинорежиссеров стремятся к результату, игнорируя процесс творчества, — вот и получаются фильмы-скороспелки. То же самое происходит и в антрепризе. Собрались актеры на две недели, порепетировали, текст выучили — и рванули собирать по стране «капусту». Я понимаю, что деньги всем нужны, особенно в Москве, но ведь и об актерском будущем тоже надо думать, а это во многом дает репертуарный театр, тот же МХТ, где меня очень хорошо встретили, предоставили жилье. И вообще атмосфера здесь что надо.

- Ваши друзья переехали в столицу раньше вас, вы им завидовали?

 — Мы дружим со студенческой скамьи, вместе учились у замечательного педагога Вениамина Фильштинского. Их переезд в Москву был закономерен, они не боялись двигаться вперед, а я поосторожничал, отказавшись от «Идиота» и таким образом на время перекрыл себе кислород. Но ведь на ошибках учатся…

- Вы теперь тоже московский житель. Что-то вас еще связывает с родным городом?

 — Я не московский житель. Но уже и не совсем питерский. Я житель «Красной стрелы». (Смеется.) А с Питером меня по-прежнему многое связывает. Это, в первую очередь, трехгодичный контракт с телесериалом «Улицы разбитых фонарей», который я должен выполнить, несмотря на то, что на девять месяцев прерывался из-за репетиций «Гамлета». Во-вторых, человеческие обязательства перед театром «На Литейном». Не могу же я покинуть замечательного актера Сеню Фурмана, с которым мы уже 6 лет играем в упоминавшемся «Стороже».

- Наверное, Москва оглушила вас после спокойного Петербурга?
 — Да, здесь все другое: архитектура, воздух… Люди, которые никогда не смотрят в глаза.

- Это вы заметили в метро?

 — Нет, в метро я уже более десяти лет не спускаюсь — езжу на машине. Так, по крайней мере, можно, не отвлекаясь, думать о своем и даже учить роль. С возрастом-то на любую мелочь обращаешь внимание. ..

- Коль зашел разговор о возрасте, то скажите, сколько вам лет?

 — 34 года. Возраст Христа я уже перешагнул.

- Вы верующий человек?

 — Да. Но поскольку мы в большинстве своем эгоисты, то к вере обращаемся в самые трудные периоды своей жизни, когда нам очень плохо, например, когда болеют родные или кто-то умирает из близких людей. Так смерть нашего друга Андрея Краско сильно оглушила нас, мы так и не можем прийти в себя, все это кажется неправдой. Остается одно утешение, что там, на небесах, ему будет легче, чем на земле. Ведь Андрюше пришлось пережить немало трудностей, и подчас жизнь к нему была слишком сурова и несправедлива. При этом он всегда старался помочь каждому из нас и никогда не жаловался на свою судьбу. По-моему, такие мужики должны обязательно попадать в рай. А что касается веры, то это, конечно, дело интимное. И когда она живет в душе, то людям есть на что опереться. Именно в вере они черпают силы для жизни. Возьмите нашу классическую литературу, она вся пропитана христианскими мотивами, и поэтому от нее исходит великая мудрость.

- Что вы сейчас читаете?

 — Повесть «Жажда» молодого, но уже известного писателя Андрея Геласимова. Очень люблю Гоголя, Сергея Довлатова. Поверите ли, с первого по седьмой класс я вообще не выходил во двор гулять — запоем читал книги. Их было много в библиотеке моей бабушки, которая занималась моим воспитанием. Именно благодаря книгам я с 15 лет «заболел» театром и после школы в течение трех лет упорно поступал в театральный институт.

- А помимо чтения у вас есть еще какое-то любимое занятие?

 — Дайвинг. Уже пятый год занимаюсь нырянием на большую глубину. Спустишься на 40 метров под воду, а там — никаких людей, разговоров — только тишина. В этом году ездил в Доминиканскую республику, где есть подводные пещеры, и когда плывешь в акваланге и с фонариком среди трехметровых сталактитов, то дух захватывает от красоты.

- Вы любите наслаждаться красотой в одиночестве?

 — Наверное. Чтобы по-настоящему оценить красоту, надо в нее проникнуть.

- А что вы цените в людях?

 — Талант. Если человек талантлив, то я готов ему многое простить. Ведь талант дается от Бога!


Пресса
В кирзачах и тельняшке, Елена Крымская, Вечерняя Москва, 22.03.2017
От простого опера до Принца Датского, Александр Малюгин, Аргументы недели, 2.02.2017
Дюжев, Дужников, Бурковский и Трухин. Репортаж с гастролей, видеосюжет телеканала ЕТВ (Екатеринбург), 17.01.2017
Михаил Трухин: В актеры за деньгами не идут, Анжела Якубовская, Правда.ру, 10.09.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Михаил Трухин в программе «Другие в городе», Ольга Коршакова, радио «Культура», 11.05.2014
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Три товарища, Итоги, 19.09.2005