ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Сирота армянская

Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
На новой сцене Московского художественного театра имени Чехова показали премьеру спектакля «Лунное чудовище». Пьесу американца Ричарда Калиноски об армянских иммигрантах в Америке поставил режиссер из Армении — руководитель ереванского Русского театра Александр Григорян. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. 

Несмотря на устрашающе-грозное название пьесы, камерный спектакль Александра Григоряна оказался мирным, домашним и бесхитростным. Вообще, в огромном театральном хозяйстве Олега Табакова маленькая сцена в соседнем с основным зданием МХТ доме могла бы стать экспериментальной лабораторией новой драмы. Но жизнь распорядилась иначе: ни японская «Гримерная», ни английское «Количество», ни современная версия «Обломова» большого успеха не имели. Что касается кассовых Евгения Гришковца и братьев Пресняковых, то они мирно делят не эту, а малую сцену основного здания с кассовыми же Надеждой Птушкиной и Александром Галиным. Зато на новой сцене идут три спектакля Марины Брусникиной, на которых даже самые черствые личности тянутся к носовым платкам. Вот и «Лунное чудовище» таково: тем, кто приходит в театр развлечься, взбодриться или удивиться, лучше идти мимо, а ценящим сентиментальные и понятные житейские истории прямая дорога сюда.

На сцене всего четыре человека, причем одни из них — персонаж от автора, обращающийся к залу. Действие происходит в одной комнате в городе Милуоки, но предыстория у него трагическая, страшная, ведущая счет на миллионы жертв. Армяне Арам и Седа, главные герои пьесы, пережили кровавую резню, устроенную турками. Но в принявшую беженцев Америку они попали разными путями. Фотограф Арам успел обосноваться, а потом по фотокарточке выписал себе совсем молоденькую девушку, которая должна стать его женой и продолжить армянский род. У Арама есть старая семейная фотография с пустыми овалами вместо лиц. Матери и отцу семейства он приклеил свое и Седы лица, и теперь основная цель его жизни — заполнить дырки изображениями своих детей.

На сцене только стол, несколько стульев, шторы позади и древняя фотокамера на штативе сбоку. Удача или неудача спектаклей подобного формата зависит целиком и полностью от актеров. Сергей Угрюмов и Янина Колесниченко в «Лунном чудовище» оказываются на высоте: работают подробно, но мягко, не форсируя эмоций, но и не упуская нить характеров. После некоторых шумных премьер нынешнего сезона приятно убедиться, что, во-первых, где-то еще вот так играют и, во-вторых, что ты такую игру не разучился пока еще воспринимать. Кстати, у господина Угрюмова внешность классического славянина, но это должно только лишний раз подчеркнуть, что история «Лунного чудовища» не национальная и не этнографическая. А специфические армянские атрибуты почти весь спектакль лежат на столе бездействующим натюрмортом: сложенная скатерть с узорами густых красок, два граната, позеленевший медный кувшин и поднос. Лишь в финале эти предметы «заработают»: герои решат сделать семейную фотографию с сыном в национальном армянском антураже.

Сын — приемный. Дело в том, что после всех перенесенных на родине страданий Седа стала бесплодной. А мальчишка — американский сирота из приюта, которого женщина привела в бездетный дом и пригрела. Школьник Антон Михайлов в роли Винсента появляется на сцене только во втором действии — и изумлению публики нет предела. Актер-подросток, от горшка два вершка, «мастерит» роль так, как будто он еще лет 20 назад стал заправским профессионалом. Играет этакого Гекльберри Финна — будто орехи щелкает, обаяния бездна. Так что неудивительно, что Седа так к нему прониклась. Арам долго злится, переживает, но спектакль кончается именно в тот момент, когда герой принимает-таки мальчишку в семью. Потому что истинная человечность не знает национальных границ, потому что настоящих людей пережитое страдание делает добрее и мудрее, потому что нет на свете чужих детей. И все это под красивую лирическую музыку. Вы уже достали носовой платок?
Пресса
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
МХТ – для всех и для каждого, Липецкая газета, 29.06.2015
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Театр-студия Олега Табакова отмечает четверть века, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.03.2012
Love story а ля Достоевский, Ирина Шведова, Московская правда, 11.05.2007
Кто такой Некто?, Вечерняя Москва, 4.05.2007
Обманутые и соблазненные, Марина Токарева, Московские новости, 27.04.2007
Премия легкого поведения, Марина Шимадина, Коммерсант, 28.12.2005
Жулик на честном пиру, Валерий Бегунов, Современная драматургия, 1.07.2005
Кукольный дом, Алиса Никольская, Театральная касса, 18.04.2005
Любовь и жулики, Ирина Алпатова, Культура, 31.03.2005
Три вопроса Сергею Угрюмову, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 31.03.2005
В НАРОДНОЙ ДРАМЕ ПОДДЕЛОК НЕ ЗАМЕЧЕНО, Петр Леонидов, Вечерняя Москва, 28.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002