ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Любовь и жулики

Ирина Алпатова, Культура, 31.03.2005
В подобных постановках есть своего рода вызов. Наверняка неосознанный. И все же когда на гребне театральной волны нечто странное, сложное, концептуальное и зачастую не вполне понятное, отважиться на немудрящие «деревенские страдания» (а именно такой подзаголовок дал своей пьесе Александр Коровкин), конечно, рискованно. Тем более в модном театре, которым давно уже слывет Табакерка. А между тем пьеса Владимира Гуркина «Любовь и голуби», с которой уже начинают сравнивать творение Коровкина, воплощенная прежде всего на киноэкране, но и на сцене тоже, давно стала явлением почти культовым. Главное, как ко всему этому отнестись — довериться ли доходчивой простоте и внятности, либо счесть их предметами, не стоящими сценического внимания. 

История же в прошлом актера, а ныне драматурга и сценариста Александра Коровкина для театра весьма любопытная. Сюжет ее вряд ли стоит пересказывать, чтобы не отнимать у потенциального зрителя прелести новизны. Но стоит отметить — при доминирующем комедийном жанре тут есть масса прививок самого разного характера: и психология, и детектив, и смех, и сантименты. Причем все это замечательно монтируется, не требует суперпродвинутой режиссуры и при этом предлагает заманчивый материал для актеров.

Табакерка уже не в первый раз предоставляет своим актерам возможность дебютировать на режиссерском поприще. Так в свое время было с Владимиром Машковым, потом с Дмитрием Петрунем, Андреем Смоляковым. Теперь настал черед Александра Мохова, который со своей задачей отменно справился. Не демонстрируя никаких амбиций, доверился сюжету и настроению и, выдвинув вперед актеров, достойно ушел в тень. При этом режиссерская рука отнюдь не дрожала, а в результате новорожденный спектакль не склонен распадаться на череду актерских соло и дуэтов, но представляет собой действо цельное и крепко сбитое.

Ольга Шагалина, более известная как художник по костюмам, на сей раз выступила и в качестве сценографа, сделав забавную деревенскую зарисовку. Низенький заборчик, крылечки со ступеньками, развешанные повсюду скатерти и простыни. Персонажи, как водится в нехитром сельском быту, скрытом от посторонних глаз, щеголяют в резиновых ботах, спортивных костюмах, драных майках и заношенных рубашках. Сценическому действию аккомпанирует закадровый лай собачонки, покой которой то и дело нарушают темпераментные герои.

А мыльные сериальные страсти, отголосок которых доносится из включенного телевизора, оказывается, способны оккупировать и тихую российскую глубинку. Хотя как к «мылу» здесь к ним никто не относится. Все — всерьез и надолго, а главное — со всем душевным пылом: и любовь, и ревность, и обман, и даже утопический хеппи-энд с раскаявшимся жуликом.

Играть в спектакле приглашена, как повелось, сборная актерская команда — из родственного чеховского МХТ, свободного полета и собственно из Табакерки. И судя по первому впечатлению, актерам вполне нравится не «изображать жертву», но воплощаться в живых людей, не столько сконструированных драматургом, сколько подсмотренных в реальности. Подкорректированной, конечно.

Кажется, здесь впервые раскрылась замечательная молодая актриса Кристина Бабушкина (Лиза), которую в родном МХТ все время пытаются заморочить «странностями», будь то безвременно сошедший со сцены Леонид Андреев, Горький или братья Пресняковы. В сентиментальной и смешной простоте «Куклы» ей наконец-то довелось подарить залу свою естественность, характерность и темперамент. И Сергей Угрюмов (непутевый алкаш Колька) — ну такой в доску «свой», что даже искусно выполненные гримером синяки и царапины кажутся настоящими. А уморительный дуэт «стариков», Раисы Рязановой (Андреевна) и Владимира Краснова (Митрич), с их самогончиком, распитым украдкой и занюханным папироской, с их комичным сватовством? Быть может, менее повезло Александру Фисенко (Сергей), потому как психологически двойственную природу своего благородного афериста он так до конца и не прояснил ни себе, ни нам. Но это — дело будущего.

Нормальная же публика, попавшая на премьеру «под замену» спектакля, практически не разбавленная мудрствующей критикой, постановку Александра Мохова восприняла «на ура». И было за что. Комичная «окрошка» лубочного характера здесь приправлена, помимо прочего, громогласными шлягерами и народными песнями, драками и трюками. Что же касается Табакерки, то «Кукла» — это уже не первый опыт подобного «простого» спектакля. Все началось с «Солдатиков» Владимира Жеребцова — Дмитрия Петруня, задавших верный тон. Потом, правда, на подобном же «Потомке» Жеребцова театр немного забуксовал. Но теперь снова обрел твердую колею и покатил бодро и ровно. Никто не спорит, лицо театра в большей степени определяют поисково-фестивальные спектакли, но и без подобных «Кукле» искренних, игровых и веселых вещей тоже вряд ли стоит обходиться.
Пресса
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
МХТ – для всех и для каждого, Липецкая газета, 29.06.2015
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Театр-студия Олега Табакова отмечает четверть века, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.03.2012
Love story а ля Достоевский, Ирина Шведова, Московская правда, 11.05.2007
Кто такой Некто?, Вечерняя Москва, 4.05.2007
Обманутые и соблазненные, Марина Токарева, Московские новости, 27.04.2007
Премия легкого поведения, Марина Шимадина, Коммерсант, 28.12.2005
Жулик на честном пиру, Валерий Бегунов, Современная драматургия, 1.07.2005
Кукольный дом, Алиса Никольская, Театральная касса, 18.04.2005
Любовь и жулики, Ирина Алпатова, Культура, 31.03.2005
Три вопроса Сергею Угрюмову, Артем Солнышкин, Досуг&развлечения, 31.03.2005
В НАРОДНОЙ ДРАМЕ ПОДДЕЛОК НЕ ЗАМЕЧЕНО, Петр Леонидов, Вечерняя Москва, 28.03.2005
КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, Вечерняя Москва, 18.02.2005
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Земную жизнь пройдя до половины, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2002
Городок в табакерке, Ольга Гердт, Газета, 9.01.2002